NHK World. Обнародованные в среду дипломатические документы начала 1990-х годов свидетельствуют о недовольстве чиновников США в отношении Японии в связи с ее недостаточной готовностью к обеспечению безопасности.
В 1993-1994 годах резко усилилась напряженность в связи с подозрениями о разработке Северной Кореей ядерного оружия. В то время администрация президента США Билла Клинтона рассматривала возможность нанесения авиаудара по предполагаемому ядерному объекту в Северной Корее.
Соответствующие документы были обнародованы Министерством иностранных дел Японии в рамках ежегодного раскрытия старых материалов, признанных актуальными для общественности. В архиве содержатся записи о визите тогдашнего премьер-министра Японии Хосокава Морихиро в США в феврале 1994 года.
Они свидетельствуют о том, что во время саммита между Хосокава и Клинтоном госсекретарь США Уоррен Кристофер выразил разочарование в связи с непоследовательным прогрессом в вопросе ядерной программы Северной Кореи. Кристофер сказал Хосокава, что необходимо рассмотреть меры безопасности на случай, если дипломатические усилия в отношении Северной Кореи не увенчаются успехом.
На встрече с лидером демократического большинства в Сенате Джорджем Митчеллом и другими лицами Хосокава сказал, что Силам самообороны Японии будет сложно напрямую участвовать в морской блокаде.
В ответ Митчелл заявил, что американской стороне трудно понять, почему она должна беспокоиться о Северной Корее, если Япония не проявляет большей озабоченности.
Митчелл спросил, окажет ли подтверждение наличия у Пхеньяна ядерных бомб и ракет внутреннее политическое давление в Японии, чтобы она стала действовать самостоятельно.
Бывший заместитель министра иностранных дел Танака Хитоси в то время возглавлял отдел, занимавшийся этим вопросом. По его словам, 1994 год стал для Японии поворотным моментом в разработке собственных законов о национальной безопасности.
По словам Танака, Вашингтон испытывал острую необходимость любой ценой остановить ядерную программу Пхеньяна. Американская сторона считала, что Япония не готова к первому реальному кризису после окончания Второй мировой войны.
Танака говорит, что в 1994 году было разрушено представление Японии о том, что в чрезвычайной ситуации Америка придет ей на помощь, и впоследствии она приняла закон о чрезвычайных ситуациях, связанных с безопасностью страны, а также законодательство о национальной безопасности. Танака считает, что без опыта 1994 года эти законодательные меры, возможно, не были бы приняты.
