«Люди, куклы, маски»: новая выставка в Музее Востока

Она рассказывает о традициях азиатского театра.

«Люди, куклы, маски» – о традициях азиатского театра – новая выставка в Музее Востока. Три сотни экспонатов показывают, как менялось сценическое искусство – от ритуальных обрядов до грандиозных народных представлений. Наследие «театра Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии» увидела Милана Нисимова.

А корейцы бы добавили: страшно смешно. В этих масках их сатира и над жизнью, и над самими собой. Восточный вариант комедии дель арте. Другой пример уличного искусства Кореи — кукольный театр. Старые куклы почти не сохранились. Поэтому эти экспонаты XIX века можно назвать уникальными.

«Кукольный театр развивался именно как народное искусство. Кто был зрителем? Жители деревень, таких городов. А исполнителями – труппы бродячих актеров. Труппы «намсадам». «Нам» иероглиф – означает мужчина. В основном, только мужчины были в этой труппе», – рассказала Ирина Елисеева.

Традиционно мужскими были и другие театры Востока. Актер Пекинской оперы Мэй Ланьфан работал в, так называемом, амплуа «красавицы».

«Труппа Мэй Ланьфана в 30-е годы приезжала в Москву, как известно. Игра Мэй Ланьфана буквально сразила таких наших корифеев как Эйзенштейн и Станиславский«, – сказала Лариса Кузьменко.

На московской сцене выступал и знаменитый японский актер – Накамура Утаэмон. В традиционном для театра Кабуки амплуа куртизанки. В этом образе все преувеличено: сложный парик, высокая обувь, необъятное платье. С одной стороны, это делалось, чтобы удивить зрителя. Но есть и практическая цель.

«Представьте себе старый театр без освещения, без софитов. Это театр, в котором должно быть видно все толпе из задних рядов», – прокомментировала куратор выставки Анна Егорова.

С Кабуки по популярности всегда соревновался другой японский театр – кукольный. «Нингё дзёрури» – в буквальном переводе «повествования, разыгранные куклами». Прежде чем попасть в залы музея эти экспонаты пережили длительную реставрацию. В Индонезии кукол придумали использовать для театра теней. Причем еще в IX веке. Театр теней индонезийцы создавали как пример иллюзорности бытия: все не то, чем кажется. Управлял этим действом всего один человек – кукловод «даланг»: он руководил и куклами, и оркестром. Выставка – будто одно большое закулисье театра. 7 залов уместили культуру 9 стран. Маршрут путешествия по ним куратор предлагает выбрать самостоятельно.

Анна Егорова: «Вы вошли в зал Китая, и дальше вы можете восьмеркой обойти либо через Юго-Восточную Азию и вернуться в Китай и пойти на Дальний Восток, либо наоборот, на Дальний Восток и восьмеркой закончить Юго-Восточной Азией».

Если не весь мир, то, как минимум, Восток – театр. А актеры в нем: люди, куклы, маски.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial