Вернуться сложно: японский аналитик рассказал, почему страна не отказывается от сахалинского газа

Премьер-министр Японии Такаити Санаэ во время встречи с президентом США Дональдом Трампом 29 октября заявила, что Япония не откажется от импорта энергоносителей из России, поскольку их поставки имеют стратегическое значение для экономики Японии.

Можно сказать больше: российские нефть и газ гарантируют энергетическую безопасность Страны восходящего солнца. Об этом говорит эксперт Харада Дайсукэ, начальник отдела исследований Японской организации энергоносителей и металлов (JOGMEC). Его точку зрения приводит «Хоккайдо симбун».

Как известно, указом президента РФ от 30 июня 2022 года проект «Сахалин-2» был национализирован, и новым оператором стало вновь созданное ООО «Сахалинская энергия», которому были переданы права и обязанности прежней компании Sakhalin Energy. Проект «Сахалин-2» переходил под контроль российского капитала (для «Газпрома» — 50% +1 акция). Один из участников проекта — англо-голландский концерн Shell (27.5%) покинул проект, а японские компании «Мицуи Буссан» (12,5%) и «Мицубиси Седзи» (10%) решили сохранить свое участие. Закупать газ на Сахалине для Японии было выгоднее, чем соблюдать политическую солидарность с другими странами антироссийского блока.

Япония продолжает поставлять энергоресурсы с Сахалина. Впрочем, разрешение США продлили исключение из санкций сахалинской нефти до 19 декабря текущего года. Под вопросом и газ. Администрация Трампа требует от Японии (а также и других стран-импортеров энергоносителей) прекратить поставки из России. Чем это чревато для Страны восходящего солнца, размышляет японский эксперт Харада Дайсукэ, за плечами которого работа в Москве, в частности над нефтегазовыми проектами в Восточной Сибири и Заполярье.

По состоянию на 2024 год 8,6% поставок сжиженного природного газа (СПГ) в Японию приходилось на Россию. Этот объем обеспечивает около 3% производства электроэнергии в Японии. По словам Харады Дайсукэ, с Сахалина до японского порта СПГ идет три дня. По сравнению со странами Ближнего Востока, откуда поставки газа длятся 3–4 недели, это рядом. Что сказывается на стоимости СПГ — сахалинский газ можно закупать относительно дешево. И в случае возникновения его нехватки можно оперативно заказать еще партию. Эти факторы для Японии являются важными с точки зрения энергетической безопасности.

США полностью прекратили поставки российского СПГ. Евросоюз планирует закрыть краткосрочные контракты на поставки СПГ из России через шесть месяцев и с 1 января 2027 года прекратить действие долгосрочных контрактов. Отказаться от российских энергоносителей ожидают и от Японии.

Харада Дайсукэ предлагает подумать, что будет, если Япония откажется от импорта российского газа и как это в целом скажется на международной политической обстановке. Объемы поставок СПГ в Японию с проекта «Сахалин-2» с момента начала военных действий на территории Украины немного снизились (во многом это обусловлено присоединением Токио к международным антироссийским санкциям в марте 2022 года), но в общем импорте продолжают занимать 8–9%. В самой Японии нет-нет да раздаются голоса о том, что нужно еще уменьшить поставки российского газа. Конечно, это маловероятно, поскольку между российскими поставщиками и японскими энергетическими компаниями заключены долгосрочные контракты. Однако, если в рамках все тех же международных антироссийских санкций Япония все же прекратит поставки СПГ с проекта «Сахалин-2», это станет нарушением условий заключенных контрактов, что вероятно перерастет в судебное разбирательство. Это во-первых.

Во-вторых, в случае прекращения Японией поставок сахалинского СПГ у японских энергетических компаний возникнет необходимость переключиться на поставки газа из других стран. В настоящее время баланс спроса и предложения газа по сравнению с нефтью во всем мире без того остается напряженным. И если Япония переключится на других поставщиков, газ придется закупать по наличной цене в рамках краткосрочных контрактов. Наличные цены высоки по сравнению с расценками долгосрочных контрактов. Это неизбежно скажется на бюджете простых семей в виде резкого скачка стоимости электроэнергии в стране.

Бытует мнение, что, поскольку выручка от продажи газа используется для ведения боевых действий на Украине, закупку газа в России следует остановить. Если Япония проявит солидарность с другими странами и остановит закупки сахалинского СПГ, Россия переориентируется на других импортеров из числа дружественных для нее стран. Как это было в случае с нефтью, когда Москва нашла покупателей в лице таких стран, как Китай, Индия и Турция.

Страны-члены G7, бывшие партнеры РФ, тоже не пострадали, введя эмбарго на поставки российской нефти, поскольку они переключились на страны Ближнего Востока. А вот Японии, находящейся у края Евразийского континента, не так-то просто переориентироваться. СПГ — такая вещь, что для Японии так легко, как в случае той же нефти, поставщика вместо России не найти. Поэтому, если Япония прекратит закупки газа на Сахалине, газовый рынок будет испытывать еще большее напряжение, что вызовет скачок стоимости газа. В конечном итоге от этого всего выиграет, по всей видимости, только Россия, считает аналитик Харада.

Следовательно, даже если ввести эмбарго на российский СПГ, неясно, насколько это будет эффективно с точки зрения того, чтобы понудить Москву остановить боевые действия. Таким образом, если Япония выйдет из высокоприбыльного проекта «Сахалин-2» и расторгнет долгосрочный контракт поставок островного СПГ, российская сторона может предложить эти поставки своим друзьям. «Если мы провалим свое участие в „Сахалин-2“, вернуться туда будет сложно. Обсуждая этот вопрос, мы должны учитывать национальные интересы Японии и тщательно подумать над тем, какие карты мы даем в руки России», — заключает Харада Дайсукэ.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial