В последнее время участились случаи странной по форме реакции японской стороны на действия Российской Федерации на южных Курильских островах. На уровне младших дипломатов Посольства Японии в Москве, нередко по телефону, нам высказываются некие претензии, которые затем подаются в заявлениях высокопоставленных представителей японского правительства как выражение официального протеста.
Решительно отвергаем такие демарши, поскольку Россия имеет суверенное право на любую деятельность на своей территории, включая меры по укреплению национальной обороноспособности. Эти действия никоим образом не направлены против соседних государств и являются исключительно внутренним делом нашей страны.
К сожалению, подобные рецидивы «мегафонной» дипломатии Токио не только не способствуют формированию позитивной атмосферы в наших отношениях, но и наоборот наносят ей ущерб, препятствуя развитию всего комплекса российско-японских связей.
Убеждены, что любые возникающие озабоченности следует снимать не при помощи ритуальных протестов, а через существующие механизмы двустороннего диалога по мерам доверия в области безопасности. Это встречи руководителей советов безопасности, последняя из которых состоялась в Токио 4 октября с.г., переговоры глав внешнеполитических и оборонных ведомств в формате «два плюс два» и межмидовские консультации по вопросам стратстабильности.