Самурай на распутье: Япония испытывает давление из-за участия в программе GCAP

ТАСС. Совместный проект по созданию шестого поколения истребителей ставит Страну восходящего солнца в положение непростого выбора между технологическим суверенитетом и хорошими взаимоотношениями с США

Союз Великобритании, Италии и Японии GCAP (Global Combat Air Programme), направленный на создание авиакомплекса шестого поколения, в последнее время не по нраву сразу нескольким сторонним наблюдателям, и США в первую очередь. Самое слабое звено в этой цепи —Токио — уже начало испытывать на себе давление со стороны Вашингтона.

Белый дом использует дипломатические, экономические рычаги и даже угрозы приостановить двусторонние соглашения, пытаясь заставить Японию отказаться от этой затеи. А пока там думают, не согласиться ли на закупку очередных F-35, чтобы утихомирить Штаты, в Европе вдруг оживились конкуренты.

Инициатива наказуема

По сведениям французского портала «Интеллидженс Онлайн» (Intelligence Online), 22 мая опубликовавшего на эту тему свой материал, США в штыки воспринимают стремление Японии к военно-техническому суверенитету, который эта страна получит, если им с Британией и Италией удастся создать свой перспективный истребитель. Ведь с самого момента окончания Второй мировой войны, подчеркнуло издание, Токио не закупил еще ни одного боевого самолета, в разработке и/или производстве которого не участвовали бы американские компании.

Изменить такое положение дел в Японии решили пять лет назад, когда была запущена инициатива по созданию национального истребителя F-X. Последний должен был заменить на вооружении японских воздушных сил самообороны самолеты F-2, которые, в сущности, являются модификацией американского F-16.

Позже, в декабре 2022 года, японские власти договорились со своими коллегами из Великобритании и Италии объединить усилия и запустили программу GCAP на базе уже существовавшей до этого несколько лет британской инициативы «Темпест» (Tempest). При этом США, как указали в «Интеллидженс Онлайн», начали оказывать давление на Токио еще за три года до того, как это произошло, — тогда, когда идея нового проекта еще только зарождалась.

По утверждению ресурса, Вашингтону такая стратегия Токио не по нраву. Свидетельством тому стало постепенное отдаление двух давних союзников в дипломатическом и стратегическом смыслах. Наряду с США, как подчеркнули авторы материала, давление на Японию также оказывает израильский Моссад — очевидно, из-за страха возможного присоединения к GCAP Саудовской Аравии. Однако в «Интеллидженс Онлайн» не стали приводить подробностей на этот счет.

Тема вхождения Эр-Рияда в GCAP тем временем обсуждается уже более двух лет. Впервые такие намеки были сделаны в марте 2023 года, когда на тот момент министр обороны Соединенного Королевства Бен Уоллес и его саудовский коллега Халед бен Сальман Аль Сауд договорились сотрудничать в этой сфере. И Япония, и Италия не так давно в равной степени поддержали присоединение Саудовской Аравии к межнациональной инициативе. О том, что такой шаг может быть сделан, в ноябре прошлого года, например, объявил министр иностранных дел Италии Антонио Таяни.

В материале, опубликованном порталом, неоднократно сделаны отсылки на то, что США и Израиль пытаются «активным образом повлиять на все решения Японии, которые имеют отношение к GCAP». Упор при этом делается на то, что подобные международные альянсы слишком трудно поддерживать, а разработка новейших изделий военного назначения неминуемо влечет за собой внутреннюю конкуренцию и, как следствие этого, раздоры между партнерами. Таким образом, считает французский ресурс, Соединенные Штаты пытаются сохранить рычаги влияния в этой сфере.

Однако и партнеры GCAP, по версии издания, не сидят сложа руки. Воспользовавшись агрессивной риторикой и действиями американского президента Дональда Трампа, Токио, Рим и Лондон, в свою очередь, предпринимают попытки привлечь в свой союз некоторых давних союзников США, недовольных политикой нынешней вашингтонской администрации. Речь, к примеру, о Канаде и Португалии, которые не так давно стали пересматривать решение о закупке американских истребителей F-35. В начале апреля портал «Инфодефенса» (Infodefensa.com) сообщил, что обе эти страны, а также Австралия получили консультации на предмет GCAP.

Ублажи ближнего своего

Между тем несколько отраслевых изданий со ссылками на осведомленные источники сообщили о растущей обеспокоенности Токио относительно сроков реализации британо-итало-японской программы перспективного истребителя. Один из них, по утверждению портала «Авиасьонлайн» (Aviacionline), указал, что, с точки зрения японских властей, в Лондоне и Риме не слишком торопятся с воплощением своей идеи в жизнь.

Кроме того, обеспокоенность Токио вызывают сложности, с которыми протекает согласование проекта самолета и методов его применения в будущем. Этот фактор, в частности, может отодвинуть сроки планируемого принятия GCAP на вооружение до 2040 года и далее.

На этом фоне, по свидетельству «Авиасьонлайн», Япония начала искать запасные варианты, в том числе рассматривая закупку истребителей, которые есть на рынке сейчас. Один из вариантов — американский F-35, которых Токио уже заказал 147 единиц: 105 — в варианте аэродромного базирования F-35A и 42 — с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B.

Однако из-за задержек страна на текущий момент получила лишь 42 самолета в модификации F-35A. Последние три из них, развернутые в начале апреля на авиабазе Комацу на острове Хонсю, — первые такие истребители, обновленные по стандарту «Текнолоджи Рифреш 3» (Technology Refresh 3, TR-3). Первая партия истребителей F-35B также задерживается. По текущим планам, она должна прибыть в Японию в этом году, в связи с чем на авиабазе Нютабару сейчас идет подготовка к началу обучения экипажей для них.

Споры насчет закупки дополнительных F-35 у США при этом не утихают. В «Авиасьонлайн» процитировали высокопоставленного представителя Либерально-демократической партии Японии, который заявил: «Мы уже заплатили за большое количество самолетов, и они не доставлены. Это неправильно, что нам говорят закупать еще [в ситуации], когда не исполнены еще предыдущие заказы».

Другая альтернатива, которая в настоящий момент изучается, — продление срока службы разработанных 30 лет назад истребителей F-2, чтобы они могли остаться в строю до того момента, когда будет готов GCAP. В дополнение к этому в стране уже реализуется программа модернизации 68 из около 200 истребителей F-15J до стандарта F-15JSI (Japanese Super Interceptor).

Между тем у Японии есть свои политические и экономические мотивы, когда речь заходит о закупке истребителей и другой военной техники у США. Такой ход может быть использован Токио при переговорах с Вашингтоном об отмене или смягчении введенных им дополнительных 50-процентных пошлин на сталь и алюминий из Японии. Ожидается, что этот вопрос президент США Дональд Трамп и премьер-министр Японии Сигэру Исиба обсудят на грядущем саммите G7 в Канаде.

Газета «Асахи» (The Asahi Shimbun) и вовсе сообщила 27 мая, что не так давно Трамп во время «неожиданного» телефонного звонка Исибе лично предложил ему приобрести перспективные истребители шестого поколения F-47, выпуском которых будет заниматься корпорация «Боинг» (Boeing).

По свидетельству издания, сославшегося на источники в канцелярии японского премьер-министра, разговор шел на позитивной ноте и начался с обсуждения недавнего бизнес-турне Трампа по странам Ближнего Востока. После этого американский лидер заявил, что его страна и дальше готова вносить вклад в обороноспособность своих союзников в Азии, после чего беседа плавно перетекла к теме истребителей.

«Он сказал, что 47 в [названии] F-47 — это хорошее число, и затем попросил Исибу согласиться с ним», — написала «Асахи», вспомнив слухи о том, что самолет был назван, таким образом, в честь Трампа, 47-го президента США. «Трамп также положительно высказался об F-22, которые Соединенные Штаты никогда не пытались продать Японии, и об F-55, который считается усовершенствованной версией истребителя F-35, — указала газета. — Он сказал, что у США есть такие замечательные истребители, и спросил Исибу, не хотел бы он взглянуть на них. Трамп добавил, что ради Японии он достанет «все самое лучшее».

Источники «Асахи» отметили: хозяин Белого дома в курсе, что Токио участвует в совместной разработке истребителя с Британией и Италией. При этом, с их слов, он лишь ненавязчиво спросил Исибу, не интересен ли ему вариант приобретения американских истребителей. Никаких принуждений на этот счет, связанных с переговорами насчет тарифов, с его стороны не было.

По мнению собеседников издания, тема истребителей могла быть поднята потому, что во время февральского американо-японского саммита Исиба проявил интерес к военно-транспортному самолету C-17 США. «Трамп, наверное, подумал: «Что ж, [Исиба], видимо, разбирается [в самолетах]», — и решил обменяться с ним мнениями на этот счет более подробно», — заявили газете источники в администрации Исибы.

В любом случае, по замечанию источников «Асахи», в японской правительственной канцелярии с осторожностью отнеслись к словам американского лидера об истребителях. Хотя на текущем этапе, сказали они, планов осмотреть американские военные самолеты в США у Исибы нет.

«Авиасьонлайн» также привел высказывание представителя японского Минобороны, который заявил, что до 2035 года у страны нет планов по увеличению парка самолетов F-35, а о каких-либо дополнительных заказах на эти истребители у ведомства сведений нет.

Представитель британского военного ведомства, в свою очередь, заверил, что «Соединенное Королевство, Италия и Япония по-прежнему намерены к 2035 году создать и принять на вооружение истребитель следующего поколения, и мы уверенно продвигаемся [в этом деле]».

Спасибо, что живой

Что касается ближайшего конкурента британо-итало-японской программы — франко-испано-немецкой FCAS (Future Combat Air System), то в этой инициативе, по заявлению французской стороны, все же наметился прогресс — несмотря на скепсис, который неоднократно высказывал в отношении ее успеха глава участвующего в ней французского авиастроителя «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation) Эрик Трапье.

На предпоследней неделе мая представители стран — участниц FCAS собрались в британском Королевском авиационном обществе, чтобы обсудить, чего удалось достигнуть в рамках этого проекта. Как заявили в ходе мероприятия генерал Филипп Коффи, курирующий FCAS во французской Генеральной дирекции по вооружениям DGA (Direction générale de l’armament), и его коллега из воздушно-космических сил республики генерал Жан-Люк Мориц, в течение ближайшего года программа перейдет на вторую стадию своей реализации.

По словам Коффи, один из наиболее ключевых компонентов FCAS — комплекс вооружений следующего поколения NGWS (Next-Generation Weapon System), частью которого является и пилотируемый истребитель NGF (Next-Generation Fighter), — на сегодня уже прошел несколько ревизий и экспертных оценок. Архитектура пилотируемого компонента FCAS также определена, равно как и конструкция будущего летного демонстратора. Помимо NGF, в состав FCAS войдут беспилотники боевого сопровождения и облачная система боевого управления, которая обеспечит совместимость и взаимодействие всех компонентов авиакомплекса.

Как отметил Коффи, программа уже претерпела более 800 различных «технических изменений» и сейчас находится на пути ко второму этапу исполнения. В рамках него разработчикам предстоит построить прототипы изделий и приступить к их первичным летным испытаниям. Ожидается, что начаться он должен в середине следующего года. Старт основных летных испытаний намечен на 2029 год.

При этом, как отметили в «Инфодефенса», по изначальному графику реализации FCAS в 2026 году второй этап программы должен был бы уже завершиться. С этого момента планировалось перейти к этапу 3, предполагающему интенсивные испытания прототипов. Портал не исключил, что пересмотренный график программы также не удастся соблюсти.

Издание привело мнение руководителя кластера военной авиации в «Эрбас Дифенс энд Спейс» (Airbus Defence and Space) Жан-Брайса Дюмона, который недавно заявил, что программа FCAS нуждается в пересмотре. По его мнению, темпы, с которыми она реализуется, сильно отстают, а текущие сроки принятия на вооружение нового авиационного комплекса — 2040 год — слишком поздние. Конкуренты из других стран тем временем уже достигли серьезных успехов в области разработок истребителя шестого поколения.

Дюмон полагает, что участникам FCAS следует изменить стратегию своей деятельности, сосредоточившись прежде всего на внедрении элементов авиации шестого поколения в существующие истребители — в частности, «Рафаль» (Rafale) и «Тайфун» (Eurofighter Typhoon). Только так, по его мнению, удастся поспеть за технологическим прогрессом и в конце концов завершить проект в течение 15 лет, если партнеры реально преследуют такую цель.

Константин Алыш

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial