Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 23 января 2025 года
Вопрос: 21 января с.г. МИД России выпустил пресс-релиз, сообщающий об уведомлении японской стороны о прекращении применения межправительственных меморандумов о японских центрах.
Сейчас в России существует 6 японских центров (не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Хабаровске, Южно-Сахалинске, Нижнем Новгороде). Много русских людей продолжает там учиться не только японскому языку, но и японской культуре. Уверен, что эти японские центры являются символами дружбы между нашими странами вне зависимости от дипломатических отношений.
Но решение приняли. Что это означает в конкретном измерении? Будет ли приостановлена или прекращена деятельность всех шести японских центров в России? Если речь идет о приостановке или прекращении работы японских центров, с какой даты это планируется осуществить? Эта тема интересует не только японцев. Много моих русских друзей ждут Ваш ответ. Прошу Вас объяснить ситуацию.
Ответ: Знала, что есть вопросы от японских журналистов на этот счет и подготовилась.
Удивлена тем, как Вы разделили две вещи. Вы говорите о том, что надо поддерживать дружбу между нашими странами вне зависимости от того, как развиваются дипломатические отношения. Подождите, а дипломатические отношения между кем развиваются? Это отношения между странами. Это не просто несколько человек общается между собой. Не знаю, как в Японии, но вообще исходя из дипломатической практики (нас так учили, исходя из профессионального опыта и нашей работы) следует, что дипломатические отношения – это отношения между государствами, странами, народами.
Как Вы сумели развести эти две темы? Мол, неважно, что происходит на официальном уровне, давайте просто развивать дружбу. Мы только за то, чтобы развивать дружбу. Но она должна включать в себя всю совокупность взаимоотношений стран. А не так, что одни дружат, а вторые (в данном случае говорю именно о Токио) придумывают всё новые разрушительные способы уничтожить эту дружбу. Мы об этом регулярно говорим. Вы не так часто к нам приходите. Если бы приходили чаще, Вы бы слышали. Но можно почитать заявления и меры, предпринимаемые Токио в отношении нашей страны. Санкции – разве это проявление дружбы?
Теперь непосредственно о принятом решении. Оно подробно описано в сообщении МИД России от 21 января с.г. Речь идет о прекращении применения двух межправительственных меморандумов 2000 г. и 2003 г. (Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о создании и деятельности на территории Российской Федерации японских центров по техническому содействию проводимым в Российской Федерации реформам, подписанный в Токио 5 сентября 2000 г., и Меморандум между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о деятельности на территории Российской Федерации Японского центра по техническому содействию проводимым в Российской Федерации реформам, подписанный во Владивостоке 29 июня 2003 г.).
В свое время указанные договоренности были достигнуты на основе понимания, что сотрудничество с Японией в осуществлении преобразований в России будет способствовать, как зафиксировано в этих документах, установлению созидательного партнерства между двумя странами, а также всестороннему развитию связей в различных областях, в том числе экономической и культурной.
Разве сегодня мы вправе говорить о каком-либо стремлении Токио к углублению взаимопонимания и укреплению дружественных межгосударственных отношений? Не можем об этом говорить, потому что это не соответствует фактам. Можем ли говорить о созидательном партнерстве? Нет, действия Токио убивают это созидательное партнерство, являются разрушительными не только для дружбы и партнерства, а вообще для любого нормального контакта между странами.
Предпринимаемые с февраля 2022 г. правительством Японии откровенно враждебные шаги в отношении нашей страны, включая нелегитимные санкции против российского руководства, граждан, финансовых институтов и целых секторов экономики, лишение России статуса наибольшего благоприятствования в торговле, участие – независимо от его формы – в расхищении суверенных авуаров, поддержка русофобской линии Киева, в том числе через оказание ему материально-технического содействия, идут вразрез с духом и буквой меморандумов. Совершенно ясно, что в условиях продолжения администрацией С.Исибы антироссийской политики, в том числе принятия 10 января с.г. очередного «пакета» ограничений, задекларированные в упомянутых документах цели и задачи утратили актуальность. Они были «убиты» конкретными шагами японских официальных лиц. Взаимодействие, прописанное в меморандумах на основе соответствующих параметров, исчерпало себя из-за действий официального Токио.
В конкретном плане исходим из того, что применение меморандумов прекращается с даты уведомления японской стороны о решении Правительства Российской Федерации соответствующей нотой – 21 января с.г. Соответственно, с 21 января с.г. начинается действие этого решения.
Что касается будущего самих японских центров, являющихся российскими юридическими лицами, полностью финансируемыми правительством Японии и работающими под контролем японского посольства, то их деятельность теперь находится вне рамок двусторонних межправдоговоренностей. Дальнейшие правовые условия их функционирования и статус, прежде всего финансирование из-за рубежа, очевидно, должны быть квалифицированы нашими профильными ведомствами. Кроме того, японская сторона также вправе принять решение о закрытии центров, естественно, с соблюдением требований российского законодательства.
Если у Вас остались дополнительные вопросы, пожалуйста, направьте их нам. Ответим на них конкретно.
Вопрос: Значит, японские центры не прекращают свою работу?
Ответ: Эти решения принимает не Министерство иностранных дел. Они принимаются нашими соответствующими уполномоченными органами, которые смотрят юридический статус и принимают надлежащие решения.