В журнале «Япония сегодня» №7 за 2004 год была опубликована одна из первых статей о талантливой японской пианистке Миядзаки Томона под названием «Томона Миядзаки — новое имя в мире музыки». Воспроизводим данный материал с целью вернуть утраченную историю в публичную сферу. Напоминаем, что журнал «Япония сегодня» издавался ЗАО «Япония сегодня» с 1994 г. по 2011 г. В электронном виде полный архив журнала отсутствует, но отдельные номера имеются.
Томона Миядзаки родилась в 1978 году в г. Такамацу. Заниматься музыкой начала с пяти лет. Ее педагогами стали А. Китагава, М. Кай, М. Харимото, В. Кастельский. В марте 2000 года закончила Токийский государственный университет искусств и музыки. В том же году поступила в Московскую государственную консерваторию в класс профессора Кастельского, после скоропостижной кончины которого перешла в класс профессора С. Доренского. В 1994 году стала лауреатом Всеяпонского конкурса студентов, получив первую премию. С 1996 года постоянно гастролирует по Японии, выступает в Москве, Суздале, Мадриде и Зальцбурге. В Японии в 1996 году играла в Осаке с Симфоническим оркестром префектуры Кансай, а в 2001 году — в Кагаве с Симфоническим оркестром города Нара. В 2003 году выступала в Токио и Такамацу с сольным концертом русской музыки.
Наш корреспондент Олег Казаков побеседовал с Томоной Миядзаки.
— Миядзаки-сан, ваш интерес к музыке возник, вероятно, под влиянием родителей?
— Сначала это было просто детским развлечением. Однако мои родители имеют самое прямое отношение к музыке. Мой отец Сэцудзи Миядзаки — профессиональный виолончелист. Мать Марико — певица, которая длительное время была ведущей музыкальной программы образовательного канала телекомпании NHK. Мои родители давали частные уроки музыки детям и взрослым. Я ходила в детские группы, чтобы общаться со сверстниками, и воспринимала все происходящее как увлекательную игру. Но уже в начальной школе стала брать уроки музыки. В марте 1996 года поступила в Токийский государственный университет искусств и музыки на факультет фортепиано.
— Что побудило приехать учиться именно в Москву?
— Еще до поступления в университет я познакомилась в Японии с народным артистом Российской Федерации, деканом Московской государственной консерватории Валерием Владимировичем Кастельским. Он приехал в Японию преподавать японским студентам и, как он мне потом сказал, ему очень понравилась моя игра. Он даже пригласил меня на учебу в Московскую консерваторию. Потом, по его же приглашению, приехала в Суздаль, где российский благотворительный фонд «Новые имена» при участии ведущих российских музыкантов проводил мастер-класс для талантливых детей из стран СНГ. Таким образом, летом 1996 года я впервые посетила Россию и две недели провела в Суздале. Во время учебы в университете каждое лето во время каникул по приглашению профессора Кастельского приезжала на мастер-класс в Суздаль. Там же познакомилась с профессором, руководителем камерного ансамбля Т.А. Гайдамович, и играла в составе этого ансамбля. Эти занятия произвели на меня незабываемое впечатление.
— С чего началось изучение русского языка?
— Знакомство с Кастельским и ежегодные поездки в Суздаль послужили мне стимулом для изучения русского языка. Я начала учить русский язык в Токио. Однако серьезно занялась им уже после приезда в Россию летом 2000 года, когда продолжила свое музыкальное образование в Московской государственной консерватории.
— Изменилось ли каким-то образом музыкальное мировоззрение, уходящее корнями в японские культурные традиции, в результате учебы в Москве?
— Это очень сложный вопрос. В Японии меня многому научили. У нас хорошие учебники, есть специальные аудитории, где можно послушать и посмотреть учебные аудио- и видео-материалы. В России я стала больше внимания обращать на личность композитора, стала стараться подходить к музыкальному произведению с учетом индивидуальности автора. Мне очень интересно общаться с российскими профессорами, которые рассказывают о личности русских композиторов, о каких-то малоизвестных фактах их жизни, исторических моментах. Вот дом, где жил композитор, вот дорога, по которой он ходил… И уже ноты приобретают какое-то иное звучание. В Москве мне посчастливилось познакомиться со многими известными музыкантами. Россия богата талантами и, находясь в такой творческой среде, я стала серьезно думать о том, что я не только японка, но и частичка целого мира. Очень важно найти свое место в мире.
— Сфера ваших профессиональных интересов охватывает только классическую музыку?
— Прежде всего меня интересует классическая музыка. Однако я воспитывалась в Японии на традициях и музыке моей страны. В целом у меня достаточно широкие музыкальные интересы. Стараюсь следить за современными музыкальными течениями в мире. В 2002 году в Москве был записан мой первый CD, на котором представлена японская и классическая музыка. Для меня является первостепенным понимание произведения композитора. Больше всего мне нравится та музыка, которую я сама смогла понять и прочувствовать. В этом случае хочется донести свое понимание до слушателей, поделиться с ними своими переживаниями.
— Каковы творческие планы на ближайшее время?
— Надеюсь, что к лету 2004 года выйдет мой второй CD, на котором будет представлена музыка Серебряного века России — произведения Скрябина, Рахманинова, Метнера, Прокофьева и литовского композитора Чюрлёниса. Также есть интересный концертный проект, который очень хотелось бы реализовать. Совместно с российской компанией «Аматис Медиа» готовится музыкальное шоу с рабочим названием «ТОМОНА-мания». Это будет красочное театрализованное представление с использованием современных звуковых и световых средств, в основе которого — фортепьянные пьесы в стилистике традиционной японской музыки. Надеюсь, что данное представление еще больше привлечет интерес зрителей к культуре, истории и традициям моей страны как в России, так и в Европе. Первое выступление, вероятнее всего, пройдет в Москве, поэтому приглашаю моих друзей и всех тех, кого интересует Япония, прийти на концерт.
«Япония сегодня» №7, 2004 г., с. 9.