Интервью чрезвычайного и полномочного посла Японии в Российской Федерации Акиры Муто журналу «Национальная оборона»
Интервью: Игорь Коротченко
— Господин посол, Вы относительно недавно прибыли в Москву, вручили верительные грамоты президенту РФ Владимиру Путину в Кремле. Понятно, что Вы хорошо знаете Россию. А каков повседневный график работы посла Японии – из чего он складывается?
— Я поделюсь с Вами своими впечатлениями. Это самая интригующая работа здесь, в Москве, для дипломата. Конечно же, ситуация сложная. Но дипломатия является искусством проявлять ум, и моя миссия в Москве заключается в том, чтобы преодолеть конфликт, установить мир, одновременно справляясь с двухсторонними отношениями.
Может это звучит как нереализуемая миссия, но я оптимист. Поэтому с утра до вечера очень много работы. И очень много встреч. С утра у меня в кабинете мои коллеги сообщают мне, что нового происходило за последние сутки. Я даю им новые инструкции – чем они должны заниматься. И обычно мой график переполнен встречами во время обеда и во время ужина – постоянный обмен мнениями. И анализ происходящих событий.
— Понятно, что Вы как посол направляете информацию в японский МИД. А можете, при необходимости, направить дипломатическую телеграмму напрямую премьер-министру Японии по каким-то особо важным вопросам? Есть ли такая возможность?
— Да, конечно, такая возможность есть.
— Кстати, сейчас в Японии новый премьер-министр Сигэру Исиба – это, конечно, сильная политическая фигура, что обсуждается сегодня во всем мире. Что, с Вашей точки зрения, означает его приход на пост премьер-министра для Японии, для Азиатско-Тихоокеанского региона, и в целом для системы международных отношений?
— Хотел бы отметить, премьер-министр Исиба полон сил. Япония сейчас находится в исторически переходном периоде в АТР из-за растущей угрозы со стороны Китая и Северной Кореи. Премьер-министр Исиба старается справляться с этими задачами на основе укрепления оборонной безопасности с США. И вместе с ним, через созидательную дипломатию, Япония как миролюбивая страна стремится обеспечить объединение, а не раскол мирового сообщества. У Японии очень уникальная история: мы однажды столкнулись с Западом, но после Второй мировой войны нам удалось добиться высокого качества жизни на основе укрепления отношений с Западом. Поэтому Япония может предоставить своеобразную модель для развития мировому сообществу, в том числе Глобальному Югу.
Премьер-министр Исиба – самостоятельный политик. Он давно желает сделать японо-американский союз более равноправным и стремится к этому. Поэтому не исключено, что Япония будет играть большую самостоятельную роль в деле укрепления мира в АТР и во всем мире.
— Правительство Японии недавно утвердило новую Стратегию национальной безопасности. Чем было вызвано такое решение? Какие принципиальные изменения, по сравнению с предшествующими японскими документами в области обороны и безопасности, содержит данная Стратегия?
— Международное сообщество находится на пороге переломного момента в истории, когда оно стоит перед лицом определяющих эпоху перемен, и основы международного порядка пошатнулись. Когда Япония оказалась в самых суровых и сложных условиях безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе со времен окончания Второй мировой войны, важность поддержания и укрепления свободного и открытого международного порядка, основанного на верховенстве права, становится еще более значительной. На этом фоне Япония в конце 2022 года сформулировала Стратегию национальной безопасности, Стратегию национальной обороны и План оборонного строительства.
В Стратегии национальной безопасности признается первостепенное значение дипломатии в обеспечении мира и безопасности Японии, мира и стабильности в международном сообществе, а также в укреплении свободного и открытого международного порядка, основанного на верховенстве права. В то же время для фундамента такой дипломатии необходимо наличие обороноспособности, и было принято решение о коренном укреплении обороноспособности, включая обладание возможностью для нанесения контрудара.
Даже предприняв такие решения, Япония совершенно не намерена менять свой образ жизни как миролюбивая страна, образ жизни – при котором мы стремимся к процветанию вместе со странами региона. И в Стратегии четко сформулировано, что как миролюбивая страна Япония будет и в дальнейшем придерживаться основного курса на исключительную оборону, отказываясь превращаться в военную державу, которая представляла бы угрозу для других стран, и курса на следование Трем неядерным принципам.
— Какими возможностями планирует обладать Япония для нанесения контрударов и при каких условиях и по кому конкретно они могут быть нанесены?
— В последние годы по соседству с Японией ракетный потенциал значительно увеличился как количественно, так и качественно, и ракетные атаки на нашу страну стали реальной угрозой. В таких условиях становится все труднее в полной мере реагировать на эти угрозы, продолжая полагаться лишь на такие средства как противоракетная оборона. В этой связи для Японии возникла необходимость в способности на случай ракетной атаки противника нанести эффективный контрудар по противнику, а именно в обладании возможностью для нанесения контрудара, чтобы предотвратить дальнейшее вооруженное нападение со стороны противника, обороняясь при этом от ракетного удара с помощью системы противоракетной обороны.
Возможность для нанесения контрудара, о которой здесь идет речь, – это способность Сил самообороны Японии использовать потенциал вне досягаемости средств поражения противника (Stand-off defense capabilities) и других, которая, в случае вооруженного нападения на Японию, если в качестве средства этого нападения были применены баллистические ракеты и т.п., позволяет Японии нанести эффективный контрудар по территории противника в качестве минимально необходимой меры самообороны, неизбежной для предотвращения такого нападения в соответствии с тремя необходимыми условиями «применения силы». Обладание такой возможностью сдерживает само вооруженное нападение. Именно в этом и есть важность данного потенциала.
Кроме того, что касается объекта использования возможности для нанесения контрудара, то, исходя из естественных предпосылок о соблюдении норм международного права, таких как строгое ограничение атак исключительно на военные цели, решение принимается с учетом конкретных индивидуальных обстоятельств, с точки зрения того, какие меры должны быть приняты в качестве неизбежных минимально необходимых мер при отсутствии других средств для предотвращения атаки баллистическими ракетами и т.п.
Данная возможность для нанесения контрудара соответствует Конституции Японии и международному праву и не меняет концепцию исключительной обороны. Эта возможность может быть использована только при соблюдении трех необходимых условий применения силы:
1. Когда произошло вооруженное нападение на Японию или на другое государство, находящееся в тесных отношениях с Японией, и это угрожает существованию Японии как государства и создает явную опасность того, что права народа на жизнь, свободу и стремление к счастью будут основательно подорваны;
2. Когда нет других подходящих мер для устранения такой угрозы, чтобы обеспечить существование Японии как государства и защитить японский народ;
3. Когда использование силы ограничивается минимальной необходимостью, и само собой разумеется, что не допускается упреждающий удар, при котором мы сами первыми наносим удар на этапе, когда вооруженного нападения еще не произошло.
Следовательно, для государств, у которых нет намерения совершать вооруженное нападение на Японию, возможность нашей страны для нанесения контрудара не должно вызывать никакой озабоченности.
— Как Япония оценивает текущую военно-политическую обстановку в Индо-Тихоокеанском регионе? Какие вызовы и угрозы вызывает особую обеспокоенность? Насколько реальной считают в Токио вероятность крупномасштабного вооруженного конфликта на Корейском полуострове или вокруг него?
— Международное сообщество продолжает стремительно меняться таким образом, что центр тяжести глобальной силы смещается в Индо-Тихоокеанский регион. Этот регион является центром мировой активности, в нем находится более половины населения планеты, а динамичность пересечения Тихого и Индийского океанов является двигателем роста мировой экономики. В то же время в регионе существует и множество проблем в области безопасности.
И в окружающих Японию странах и регионах становятся все более заметными такие тенденции, как укрепление ядерного и ракетного потенциала, либо стремительное наращивание вооружений, попытки в одностороннем порядке изменить статус-кво с применением силы, и Япония осознает, что сталкивается с самыми суровыми и сложными условиями безопасности со времен окончания Второй мировой войны.
Основываясь на этом понимании, с целью обеспечения безопасности и процветания Японии и ее народа, правительство Японии примет все возможные меры, включая совершенствование повседневной готовности, чтобы своевременно отреагировать на любую ситуацию.
— Каковы функции и задачи Совета национальной безопасности Японии? Как осуществляется анализ ситуации и информирование премьер-министра Японии?
— Совет национальной безопасности Японии входит в состав Кабинета министров как орган, который обсуждает важные вопросы, касающиеся безопасности нашей страны.
Его основная роль заключается в том, чтобы ответственные министры под руководством премьер-министра регулярно обсуждали вопросы, связанные с задачами в сфере дипломатии и безопасности со стратегической точки зрения в условиях все более суровой обстановки в области безопасности вокруг Японии, и правительство под сильным руководством политиков оперативно и стратегически осуществляло политику национальной безопасности.
Занимая руководящую должность в Секретариате национальной безопасности, который оказывает постоянную поддержку Совету национальной безопасности Японии, я почувствовал, что впервые в послевоенный период ответственные министерства и ведомства, работая вместе, объединились в систему, способную стратегически осуществлять политику безопасности от разработки до реализации, и это стало важной вехой.
— Какова численность Сил самообороны Японии и их структура? Какие планы в области военного строительства является приоритетными для Токио на ближайшую перспективу?
— В состав Министерства обороны и Сил самообороны входят различные организации, включающие в себя, в первую очередь, Сухопутные силы самообороны, Морские силы самообороны и Воздушные силы самообороны, предназначенные для того, чтобы выполнять свою обязанность по обороне Японии. По состоянию на конец марта 2023 года численность личного состава Сил самообороны Японии составила примерно 150 000 человек в Сухопутных силах самообороны, 45 000 человек в Морских силах самообороны и 47 000 человек в Воздушных силах самообороны.
Кроме того, для повышения эффективности объединенных операций в 2024 финансовом году планируется создать Объединенное оперативное командование, которое позволит осуществлять унифицированное командование сухопутными, морскими и воздушными силами самообороны.
Япония работает над фундаментальным укреплением своего оборонного потенциала в соответствии со Стратегией национальной безопасности, Стратегией национальной обороны и Планом оборонного строительства. В частности, к 2027 финансовому году, через пять лет после разработки этих трех стратегических документов, Япония намерена укрепить свой оборонный потенциал, чтобы в случае вторжения в нашу страну принять меры, взяв на себя основную ответственность, и, при поддержке своих союзников и других стран, суметь предотвратить и ликвидировать его.
В частности, главными приоритетами до 2027 финансового года являются:
- повышение коэффициента эксплуатационной готовности и обеспечение боеприпасами и топливом для максимального использования имеющегося оборудования и инвестиции в укрепление ключевых оборонных объектов;
- усиление возможностей, которые в будущем станут ключевыми, а именно потенциал вне досягаемости средств поражения противника (Stand-off defense capabilities) и потенциал обороны с использованием беспилотных средств.
— Каковы характеристики и приоритеты японского военного бюджета, как текущего, так и на последующие годы?
— В Плане оборонного строительства принято решение установить уровень обороноспособности на 5 лет, начиная с 2023 финансового года, в размере 43 триллиона иен.
Более того, на фундаментальное укрепление обороноспособности в период действия Плана оборонного строительства, на бюджет на 2024 финансовый год были выделены необходимые и достаточные бюджетные средства.
В Стратегии национальной обороны определены семь функций и возможностей, которым придано большое значение при фундаментальном укреплении обороноспособности. Для ее укрепления начато строительство кораблей, оснащенных системой «Иджис» (Aegis), наряду с этим проводятся работы по фундаментальному укреплению основных областей оборонного потенциала, таких как потенциал вне досягаемости поражения противника (Stand-off defense capabilities), по повышению коэффициента эксплуатационной готовности имеющегося оборудования, по обеспечению боеприпасами, по повышению прочности объектов Сил самообороны Японии и другие инициативы.
Кроме того, ведутся работы над усилением кадровой базы, санитарных функций и т.п., а также над укреплением оборонно-промышленной и технологической базы.
Такого рода работы будут оставаться в центре внимания не только в 2024 финансовом году, но и в будущем.
— Может ли формат четырехстороннего диалога по безопасности QUAD получить практическое военное содержание?
— Это инициатива четырех стран – Японии, США, Австралии и Индии – разделяющих основные ценности, по развитию разнообразного практического взаимодействия в целом ряде областей, включая ключевые и новейшие технологии, международное здравоохранение, инфраструктуру и т.п., с целью реализации «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона».
— Насколько вероятно в обозримой перспективе вступление Японии в НАТО или AUKUS, или иной формат практического военного взаимодействия Токио с Североатлантическим альянсом или блоком AUKUS? При каких условиях это может стать возможным?
— В период, когда основы международного порядка пошатнулись и условия региональной безопасности становятся еще более жесткими, инициативы AUKUS способствуют миру и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе, и Япония последовательно поддерживает их.
Кроме того, в условиях все более сложной обстановки в сфере безопасности, Япония уделяет особое внимание укреплению сотрудничества со странами-единомышленниками, в том числе членами НАТО.
— Не могли бы Вы охарактеризовать концептуальные взгляды Токио в области кибербезопасности?
— Можно сказать, что стремительно растет угроза кибератак, у которых относительно невелик риск обнаружения, и в силу этого злоумышленники имеют преимущество. По нашему пониманию, в том числе в форме атак, поддерживаемых государством, кибератаки регулярно используются для отключения функций или разрушения важных объектов инфраструктуры, вмешательства в выборы в других странах, требования выкупа, кражи конфиденциальной информации.
Также, гибридные войны, сочетающие в себе военные и невоенные средства для достижения военных целей, например развертывание информационной войны путем распространения дезинформации еще до вооруженного нападения, скорее всего, будут реализованы в будущем в еще более изощренной форме.
Осознавая это, правительство Японии прилагает усилия к улучшению своих возможностей реагирования в области кибербезопасности, чтобы обеспечить безопасное и стабильное использование киберпространства, в частности, безопасность государства, критической инфраструктуры и т.д.
— Северная Корея демонстрирует феноменально успешные результаты в ходе многочисленных испытаний самых разных типов жидкостных и твердотопливных баллистических ракет, включая межконтинентальные. Каковы японские оценки, благодаря чему и за счет каких возможностей Пхеньян сумел достичь таких высоких результатов? Каковы финальные цели ракетно-ядерной программы КНДР? Как Япония намерена купировать возможные угрозы?
— Северная Корея неоднократно запускала баллистические и другие ракеты и стремительно наращивает свой потенциал. Более того, Северная Корея стремится к укреплению своего ядерного потенциала как количественно, так и качественно с максимальной скоростью, и если рассматривать это вместе с быстрым развитием ракетных технологий, то военная деятельность Северной Кореи представляют еще более серьезную угрозу нашей безопасности, чем раньше.
Разработка Северной Кореей ядерного оружия и ракет является не только нарушением соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, но и угрозой миру и безопасности Японии и мирового сообщества в целом, и категорически неприемлема.
Япония будет продолжать делать все возможное для сбора и анализа необходимой информации и бдительного наблюдения, наряду с этим в сотрудничестве с международным сообществом способствовать полному выполнению соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и призывать к полной ликвидации ядерной и ракетной программ Северной Кореи. Обеспечение мира и стабильности в регионе и в международном сообществе отвечает интересам как Японии, так и России, и мы хотели бы призвать Россию к конструктивным шагам, в том числе путем выполнения соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН.
— Недавно КНДР провела испытания автономного подводного беспилотного аппарата, способного с высокой точностью доставлять ядерный заряд под водой к объектам потенциального противника (военно-морские базы и порты). Каким может быть японский ответ?
— В марте и апреле 2023 года и в январе 2024 года Северная Корея объявила о проведении испытаний оружия, известного как «ядерный беспилотный катер подводного нападения» и «системы подводного ядерного оружия». Мы понимаем, она стремится к диверсификации средств доставки ядерного оружия.
Еще раз повторю, что Япония будет продолжать делать все возможное для сбора и анализа необходимой информации и бдительного наблюдения, наряду с этим в сотрудничестве с международным сообществом способствовать полной ликвидации выполнению соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН и призывать к полному прекращению ядерной и ракетной программ Северной Кореи.
— Как бы Вы могли охарактеризовать японо-российские отношения на нынешнем этапе?
— В настоящее время японо-российские отношения находятся в сложной ситуации. Позиция Японии не изменилась: мы придерживаемся принципа Устава ООН о недопустимости одностороннего изменения статуса-кво с применением силы, даем первенство поддержанию международного порядка, основанного на верховенстве права и призываем к скорейшему выводу российских войск.
Тем не менее, несмотря на такие сложные обстоятельства, есть темы, которые необходимо решать Японии и России в качестве соседей, например, вопросы по морской безопасности. Хорошим примером является сотрудничество между Японией и Россией в случае кораблекрушения у полуострова Сиретоко в 2022 году. С этой точки зрения необходимо продолжать работать над тем, как управлять японо-российскими отношениями.
Для построения стабильных отношений с Россией, основанных на верховенстве права, необходимо заключить мирный договор между Японией и Россией путем решения территориального вопроса между двумя странами. Мы без изменений придерживаемся этого курса.
Взаимопонимание через диалог необходимо именно тогда, когда японо-российские отношения находятся в сложной ситуации и наши позиции расходятся. Японское правительство никогда не закрывало дверь для диалога.
Кроме того, я считаю, что, в том числе на народном уровне, важное значение в достижении взаимопонимания в среднесрочной и долгосрочной перспективе имеют культурные обмены, а также гуманитарные обмены, главным образом между молодежью. Например, правительство Японии до сих пор дает стипендии российским студентам, а также принимает молодых российских ученых в японские вузы за счет государства.
Мы также реализуем программу обмена и обучения (JET Programme), программы по изучению японского языка и направляем преподавателей японского языка в российские вузы для преподавания в режиме он-лайн.
Если говорить об экономических отношениях между Японией и Россией, то, к сожалению, сложившаяся ситуация привела к тому, что реализация экономического потенциала двух стран приостановлена. Хотелось бы, чтобы в скором времени создавалась ситуация, при которой потенциальные возможности отношений между Японией и Россией были раскрыты в большей степени.
МУТО Акира
Чрезвычайный и полномочный посол Японии в Российской Федерации
Родился 17 июля 1960 года в Нью-Дели, Республика Индия.
В 1985 году окончил Токийский университет.
На дипломатической службе с 1985 года. Работал на различных должностях в центральном аппарате Министерства иностранных дел Японии и за рубежом, в том числе дважды был в длительных командировках в России до своего назначения в качестве посла.
В 2007-2010 гг. – начальник отдела России;
В 2010-2012 гг. – начальник отдела координации внешней политики;
В 2012-2014 гг. – генеральный консул Японии в Бостоне, США;
В 2014-2015 гг. – заместитель генерального директора Департамента Европы (посол) ;
В 2015-2018 гг. – заместитель руководителя Секретариата национальной безопасности Кабинета министров Японии;
В 2018-2019 гг. – министр посольства Японии в США;
В 2019-2022 гг. – генеральный консул Японии в Лос-Анджелесе, США;
В 2022-2023 гг. – генеральный директор Института подготовки специалистов для дипломатической службы при МИД Японии (посол);
В октябре 2023 года назначен чрезвычайным и полномочным послом Японии в Российской Федерации.
Свободно владеет английским и русским языками.