Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 16 октября 2024 года
<…>
О высказываниях Премьер-министра Японии Сигэру Исибы
Обратили внимание на усилившуюся в последнее время риторику официального Токио о «ядерной и ракетных угрозах», якобы исходящих от Северной Кореи. Очередная порция безосновательных обвинений на эту тему прозвучала в выступлении Премьер-министра Японии Сигэру Исибы на Восточноазиатском саммите во Вьентьяне 11 октября с.г.
Что на самом деле стоит за таким нагнетанием истерии? Мы не могли не заметить «презентацию» новым японским премьером в одном из американских изданий накануне вступления в должность собственной концепции построения «азиатской модели НАТО», где прямо сказано, что члены такого объединения должны иметь доступ к ядерному оружию США в формате «совместных ядерных миссий» или возможность размещать его на своей территории.
Может быть, это потому, что премьер-министр Японии только заступил на должность? Может, ему не рассказали, не знают? Даже когда Соединенные Штаты размещают на территории других стран свое ядерное оружие, они никому не дают к нему доступ. Никогда. Ни в каком виде. Это говорю для информации японского руководства.
На днях министр иностранных дел Японии Такэси Ивая, комментируя перспективы реализации идеи подобного альянса, признался в намерении «вязать веревки узлами крест-накрест, чтобы получилась своего рода сеть». А для кого эта сеть предназначена? Может это капкан для самих себя? В Японии просчитывают свои действия хотя бы на один шаг вперед? Представляют, что будет в регионе, если американцы еще и в Японии разместят свое ядерное оружие. Задаются вопросом, к чему это приведет? А (неправильный ответ) – к большей безопасности, и Б (правильный ответ) – к обрушению стабильности в этом многострадальном регионе.
Видим, как Япония в русле курса на кардинальную ремилитаризацию продолжает ускоренными темпами расширять военно-политическое сотрудничество с Вашингтоном, формировать ударный потенциал наступательного характера, наращивать масштабы военно-тренировочной деятельности, подключая к ней внерегиональные силы североатлантистов, а теперь еще и претендует на собственную роль в обеспечении американского ядерного «зонтика».
В таком контексте все японские обвинения в адрес КНДР в эскалации, как они говорят, ситуации вокруг Корейского полуострова отвечают представлению о том, кто обычно кричит «держи вора!». Это он сам вор, когда на нем шапка горит. Хочу предупредить Токио, используя терминологию министра иностранных дел Японии Токеси Ивая: вы, когда будете веревку вязать, сделайте все, чтобы это не оказалось удавкой на вашей собственной шее.
<...>
О Нобелевской премии мира и атомных бомбардировках США японских городов
Вопрос: Японская ассоциация «Nihon Hidankyo» удостоена Нобелевской премии мира. В Японии хорошо помнят об особом интересе россиян к трагедии, вызванной атомными бомбардировками США. Это наглядно показано в японско-советском фильме «Москва, любовь моя». Главная героиня – японская балерина Юрико – мечтает учиться в Москве. И ее мечта исполняется, но ее жизнь драматически обрывается. Юрико относилась ко второму поколению жертв атомной бомбардировки, она заболевает лейкемией и умирает.
Как в России восприняли решение Нобелевского комитета? Каково значение награждения именно этой организации? Также существует мнение, что присуждение премии «Хиданкё» является неким посланием России, которая как будто бы демонстрирует ядерный потенциал в условиях специальной военной операции. Что Вы думаете по этому поводу?
Ответ: Вы упомянули о фильме «Москва, любовь моя», вышедшем на экраны в 1974 г. и сказали, что главная героиня, которую исполнила японская актриса, заболела лучевой болезни и по сценарию фильма умерла. Вы знаете настоящую историю этой японки?
Вопрос: Она училась в Москве, и умерла тут в больнице.
Ответ: Вы считаете, она умерла в Москве в больнице?
Вопрос: Да. Но этого в фильме не показывают. Просто она лежит.
Ответ: Это по фильму. А на самом деле?
Вопрос: Я знаю только о том, что произошло.
Ответ: В Японии хорошо помнят о том как в Советском Союзе относились к трагедии в Хиросиме и Нагасаки. Вы же сказали. Как же Вы хорошо помните, если фактов не знаете?
Этот фильм (хотя и художественный) основан на реальных событиях. Он про реальную подданную Японии, которая по-настоящему проходила курс лечения в Советском Союзе. Я, конечно, могу дать вам возможность изучить эту тему. Но могу рассказать сама, что и как. Давайте вместе.
Вопрос: Я только родился в 1974 г. С удовольствием Вас послушаю.
Ответ: Я в 1974 г. еще не родилась, но все равно знаю. Видите, как интересно получается. Начнем тогда по порядку – с Нобелевского комитета.
В последние десятилетия Нобелевский комитет оккупировали западные страны, которые беззастенчиво используют его в своих исключительно узкокорыстных политизированных целях, в том числе политических. Очевидно, что наряду с реальными достижениями в науке, медицине, литературе, к сожалению, премиями отмечаются и те, кого продвигает только Запад.
Например, в 2022 г. лауреатами Нобелевской премии мира стали: белорусский «правозащитник», «узник совести» Алесь Беляцкий, Международное общество «Мемориал» и Центр гражданских свобод (украинская правозащитная организация, основанная в 2007 г.). Их отметили за то, что на протяжении многих лет они под предлогом защиты основных прав граждан целенаправленно занимались организацией кампаний по очернению органов власти своих государств. Для чего это делалось? Чтобы выполнять западный заказ. Запад объявил, в частности, Белоруссию (не знаю, сколько эпитетов было использовано) «страной-изгоем», «находящейся не на той стороне истории». Они много что придумывают. С целью закрепления в общественном сознании этого «нарратива» они используют подобные возможности для того, чтобы выдавать премии тем, кто работает против этих государств.
Есть знаменитая история о том, как в 1958 г. русский и советский писатель Б.Л.Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе.
В январе 2015 г. (не поверите) ЦРУ рассекретило порядка сотни документов о романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
Подтвердилось то, что в принципе и так все знали. ЦРУ активно способствовало продвижению этого и подобных ему произведений. Им это было выгодно. И они это делали. Помимо всего прочего в этих документах открылись и новые факты.
Оказывается, что американская спецслужба полагала, что «эта книга («Доктор Живаго») имеет огромное пропагандистское значение <…> является более значимым, чем какое-либо другое литературное произведение, созданное в странах советского блока».
Получается, что оценивали не по литературным характеристикам, а по пропагандистским. Вы можете мне сказать, почему и как это связано? Потому что ЦРУ продвигала и на площадке Нобелевского комитета это произведение тоже в своих целях.
Американская разведка поставила перед собой несколько целей: сформировать общественное мнение, которое заставило бы СССР опубликовать роман; раздобыть оригинальный текст, оперативно опубликовать «Доктор Живаго» в как можно большем количестве изданий на разных языках. При этом русское издание, отмечается в рассекреченном меморандуме, должно выйти в издательстве, не имеющем политического окраса.
Получается, что за первыми волнами интереса к изданию этого романа на русском языке стоит опять же ЦРУ. Более того, все это было сделано через такое международное мероприятие, как Всемирная выставка в Брюсселе, где эта история получила свое развитие.
Там у СССР был огромный павильон, где выставлялись многие передовые разработки, в частности, достижения в автопроме (автомобили «Волга» и «Чайка»), другие образцы советской техники (и копия «Спутника-1»). На эту выставку приехало около 16 тысяч граждан СССР, в том числе множество представителей культурной и творческой элиты.
Агент Службы разведки и безопасности Нидерландов Йооп ван дер Вилден организовал печать русского текста «Доктора Живаго» в издательском доме Mouton Publishers «Мутон Паблишерс» (сейчас – De Gruyter Mouton) в Гааге.
Первое русскоязычное издание романа Б.Л.Пастернака вышло тиражом 1 000 экземпляров. 200 копий сразу же отправились в штаб-квартиру ЦРУ в Вашингтоне. Там, видимо, сидят ценители литературы. У меня даже сомнений нет. В сумме 435 книг были переданы сотрудникам и осведомителям ЦРУ во Франкфурте, Берлине, Мюнхене, Лондоне и Париже.
На выставке в Брюсселе советским гражданам буквально всовывали в руки экземпляр книги, с (на первый взгляд) непримечательной обложкой синего цвета.
Глава ЦРУ А.Даллес считал, что операция «полностью оправдала усилия, учитывая очевидное влияние на Советский Союз». Раздачу книги затем повторяли неоднократно.
В июле 1959 г. Управление напечатало 9 тысяч экземпляров романа – миниатюрным изданием, которое легко спрятать в кармане. Конечно, на самой книге не было указано, кто ее издавал. Американская разведка выступила под именем несуществующего парижского издательства Société d’Edition et d’Impression Mondiale.
На этот раз основным каналом распространения стал Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Вене. Представляете, как действуют? А Вы говорите – премия мира. 2 тысячи экземпляров романа были розданы студентам из СССР и Восточной Европы – вместе с другими книгами, подготовленными ЦРУ, в числе которых – произведения Дж.Оруэлла, Дж.Джойса, Э.Хемингуэя и В.В.Набокова. И эту книгу определили туда же.
Но именно тот самый первый тираж и стал формальным поводом для рассмотрения кандидатуры Б.Л.Пастернака Нобелевским комитетом: шведская академия не имеет права награждать роман, не изданный на родном языке. Видите, как интересно?
Согласно рассекреченным бумагам спецслужбы, рекомендовали уделить роману больше внимания, чем остальным произведениям. Это была их работа внутри Нобелевского комитета.
В ЦРУ считали, что «Доктор Живаго» должен получить Нобелевскую премию – это поможет в борьбе с СССР (там прямо так и написано) и будет способствовать разрушению «железного занавеса». Это осуществлялось в рамках «культурной программы», а на самом деле – глобальной кампании влияния и воздействия, чтобы разрушать советское общество изнутри.
Рассекречивая документы, ЦРУ опубликовало пояснение, в котором уточнило, что «якобы», «судя по всему», Нобелевская премия не была непосредственной целью американской разведки.
Это было дополнение, чтобы повернуть в нужное им русло внимание аудитории, которая знакомится с рассекреченными документами.
Вот наглядный пример того, как литературное произведение, как деятельность людей искусства, культуры, науки используется западными спецслужбами в нужных им целях. Это к вопросу о Нобелевском комитете и западном влиянии.
По поводу Хиросимы и Нагасаки. В нашей стране исторически действительно этой трагедии уделяется особое место. Все дети в Советском Союзе знали, что такое Хиросима и Нагасаки. Могли даже не знать столицу Японии, не назвать Токио. Но то, что произошло в Хиросиме и Нагасаке, знали очень хорошо.
Посещавшие Японию советские и российские делегации всегда возлагали венки к памятникам жертвам американских атомных бомбардировок. Советское руководство принимало представителей Совета за запрещение ядерного оружия, в который в свое время входила и ассоциация «Хиданкё». В нашей стране публиковались книги, снимались художественные и документальные фильмы. Кроме того, японской стороне была передана хроника, снятая советскими дипломатами на месте событий практически сразу после бомбардировок.
Что можем сказать о сегодняшней ситуации? Об «особом отношении» россиян к трагедии, к сожалению, в Японии предпочитают не вспоминать и извращают наше отношение как к ядерному оружию, так и к ситуации, повлекшей ее. Уже несколько лет наших дипломатов не приглашают на памятные церемонии 6 и 9 августа в сожженных в 1945 г. «ядерным огнем» японских городах. Почему? На каком основании? Для чего это делается? Если вы не знаете, то я вам расскажу. Для того, чтобы создать ощущение псевдовины нашей страны. Это абсурдно, но это так. Приглашаются все страны, кроме нашей. Несмотря на то, что Япония в те годы воевала против нашего государства, мы всегда с первых дней этой бомбардировки говорили о том, что это преступление, и о необходимости помнить невинные жертвы этих бомбардировок. Теперь нас « выставляют» в соответствующем свете. Будто чуть ли не мы во всем этом виноваты. И это все усугубляется тем, что истинных виновников трагедии – Соединенные Штаты Америки – в Японии предпочитают не называть. Выпускаются книги, учебники, открываются музеи, экспозиции, где не говорится напрямую, кто же осуществил бомбардировку ядерным оружием японских городов. Не говорится о том, что не было стратегической необходимости в подобных бомбардировках для завершения Второй мировой войны. И ничто не напоминает Соединенным Штатам об их очевидной вине.
Вместо того чтобы прямо заявить об ответственности США, которые подвергли японские города (а это значит – людей, причем не только того поколения, но и последующих) Хиросиму и Нагасаки атомной бомбардировке, японская сторона подчиняется воле Вашингтона, который через Нобелевский комитет лицемерно распространяет воззрение, фейковую идеологию о предостережении мира от применения ядерного оружия. Почему фейковую? Потому что все время она по какой-то непонятной причине увязывается с Россией.
Единственной страной, которая на сегодняшний день использовала ядерное оружие в отношении мирных граждан и без особой необходимости, были США. Давайте называть вещи своими именами. Сделано это было для того, чтобы отомстить за Перл-Харбор. Очевидно. Этого никто и не скрывает. Тем не менее тема ядерного оружия через Нобелевский комитет и через другие форматы почему-то «увязывается» с нашей страной. Западники пытаются искусственно увязать данную тему с Россией, не имея на это никакого права и никаких оснований. В этом суть их действий.
Теперь о фильме «Москва, любовь моя», который основан на реальных событиях. Это не просто художественный образ. Поправьте меня. Я хочу узнать больше об этой истории. С удовольствием узнаю. Давайте расскажу, что я знаю об этом фильме.
Имя настоящей героини (не по фильму, а из жизни) — Хисако Нагата. Она жестоко пострадала во время атомной бомбардировки Нагасаки. В результате лучевой болезни у нее в гортани образовались рубцы, которые мешали дышать и делали невозможным прием пищи. Она не могла есть. Более шести месяцев Хисако находилась на лечении в московской больнице им. С.П.Боткина. Перед врачами нашей страны стояла трудная задача — удалить рубцы в горле, чтобы дать возможность девушке свободно дышать и принимать пищу. Операция прошла удачно. Знаете, куда после проведенной операции поехала Хисако Нагата? Где она отдыхала и реабилитировалась? Не поверите и, возможно, не напишете об этом. Она была в Крыму. Ее там окружили заботой и вниманием.
Прошу вас раздобыть информацию о ее судьбе. Мне кажется, было бы уместно, чтобы японская (ладно, государство, с ним все понятно, оно находится в прямой зависимости от США) общественность поинтересовалась в Боткинской больнице (в одном из наших крупнейших столичных медицинских центров) о том, как можно было бы передать слова благодарности за тот вклад, который наша отечественная медицина внесла в реабилитацию пострадавших от американских бомбардировок японских граждан. Ничего из этого не делается. Почему? Потому что японская общественность понятия об этом не имеет. Ей об этом никто не говорит. Эта тема заблокирована. Никто не уделяет ей никакого внимания. Зато каждый день, как Вы знаете, к российскому посольству в Токио подгоняют автобусы, где из громкоговорителей рассказывают о том, какая Россия плохая. И все это делается на протяжении десятилетий.
Что касается исполнительницы главной роли – актрисы К.Курихары, то она – большой друг нашей страны. Она является руководителем оргкомитета Фестиваля российской культуры в Японии. К сожалению, в последние годы Фестиваль сталкивается с серьезными трудностями из-за того, что официальные власти в Токио создают вокруг него (да и вообще вокруг России) недружественную атмосферу.
Чаще задавайте нам вопросы. Буду чаще рассказывать про японскую историю. Я адресовала вам вопрос. Мне будет интересно узнать, что стало с этой японской девушкой. Если вам вдруг понадобятся контакты Боткинской больницы, я с удовольствием вам их предоставлю.
<...>
Об отношениях Японии и США
Вопрос: В начале октября многие СМИ тиражировали тезисы нового премьер-министра Японии С.Исибы, в которых он публично напомнил о бомбардировках Хиросимы и Нагасаки именно США. Такой условно антиамериканский «заход» японского премьера был в спешке трактован некоторыми медиа чуть ли не как сигнал об изменениях внешнеполитического курса Токио. Вместе с тем ведущие российские СМИ также указали и на иную риторику С.Исибы, делающего ставку на азиатскую версию НАТО и призывающего к размещению американского ядерного оружия в Японии и других странах АТР. Как МИД России расценивает внешние противоречия в риторике японского премьера, и есть ли, на Ваш взгляд, какие-то предпосылки к хотя бы частичному выходу Токио из-под тотального контроля со стороны Вашингтона?
Ответ: Не видим противоречий в том, что и заявил С.Исиба. Прослеживается «стройная» логика. Он ссылался не на американское «авторство» ядерных бомбардировок, а на распространенное США видео для широкого публичного показа. Может, эти детали «выпали» в переводе. Но это так. Никакого указания на ответственность Вашингтона за применение против мирного гражданского населения японских городов ядерного оружия, за данный бесчеловечный акт в его словах никто не услышал. Более того, в обнародованной недавно собственной концепции построения «азиатской модели НАТО» японский премьер прямо подчеркивает, что члены такого объединения должны иметь доступ к ядерному оружию США, в том числе в формате «совместных ядерных миссий», и возможность размещать его на своей территории. Ещё раз подчеркну, что для того, чтобы такое заявить, человек должен быть полностью «подмят» Вашингтоном. Потому что не представляю себе ситуации, чтобы глава государства, который пришёл в ходе политической карьеры к власти, не знал о том, что ни одно появление ядерного оружия США на территории других государств никогда не влечёт для этих стран возможности его не то что использовать, а даже контролировать. Они не могут ничего касаться. Соединенные Штаты размещают это оружие не для этих стран, а для того, чтобы иметь возможность с территории этих стран применить это ядерное оружие.
На данном этапе не усматриваем ни малейших признаков отхода новой администрации в Японии от проамериканского курса и постыдного замалчивания роли своего нынешнего союзника в трагедии Хиросимы и Нагасаки.
Но главное другое. Хотя без знания истории и без её распространения в качестве обязательного элемента образования нельзя прийти ни к каким нормальным логичным выводам или сделать анализ на будущее. Главное другое – люди, сформировавшие в Японии концепцию, согласно которой они могут и должны размещать американское ядерное оружие у себя на территории, должны понимать, к чему это приведёт. Не только к тому, что японское руководство, государство, гражданское общество не будет иметь возможности ни доступа, ни управления, ни контроля за этим ядерным оружием. Это полбеды. Беда в другом. Это станет чудовищным катализатором эскалации ситуации в регионе с неизвестными последствиями. То есть они известны, но не хочется их озвучивать, чтобы, не дай Бог, это всё не сбылось. Они не могут этого не понимать. Если они всё равно говорят о том, что, мол, давайте, подвозите ядерные «патроны», потом разберёмся, то это говорит об их полной безответственности, либо непонимании, либо полной «подмятости» Вашингтоном. Это свидетельствует о том, что они проводят не национальную политику, не национально-ориентированный курс, а американскую политику на своей территории.