11 августа 2018 г. на Центральном Московском ипподроме прошли показательные выступления по ябусамэ. «Ябусамэ» − японское традиционное искусство стрельбы из лука на скаку, состязания подобного рода проводятся в замках и синтоистских храмах. Ябусамэ в стиле школы Огасавара-рю было впервые представлено в России, в рамках Года Японии в России.
Школа Огасавара-рю привезла в Москву не только ябусамэ, но и искусство ритуального церемониала. По сути ябусамэ – синтоистская церемония, действия лучников направлены на восстановление мировой гармонии и искоренение зла, а также на ублажение синтоистских богов, поэтому перед началом состязаний отслужили синтоистский молебен, посмотреть который смогли тысячи пришедших на ипподром россиян.
После японских мастеров ябусамэ на дорожках ипподрома выступили также российские спортсмены с показательной программой джигитовки.
О прошедшем празднике рассказывает Галина Дуткина, Председатель Центрального правления Общества «Россия – Япония».
…Мои восторги от субботнего «действа» (иначе на назовешь!) 11 августа на Центральном Московском ипподроме можно кратко выразить так: кони…солнце… ябусамэ. Или в обратном порядке – древнее японское искусство стрельбы из лука на скаку… золотое солнце…великолепные лошади. Ни убавить, ни прибавить. Праздник, яркий и удивительный.
Но обо всем – step by step!
На ипподром приехала загодя, в 11 утра, хотя начало ожидалось в 12.00. А на трибунах уже яблоку негде упасть – толпы жаждущих зрелищ подтянулись намного раньше. К счастью, у меня был попуск в VIP-зону, но и она очень быстро заполнилось, еле успела схватить свободное место в белых шатрах. Особо изнеженные остались в VIP-зале на втором этаже, где можно было, сидя за столиком и потягивая ледяное вино или терпкую зеленую пену чая маття, наблюдать за скачками в холодке кондиционеров, через стеклянную стену. Но мне не усиделось даже в тени шатра, я направилась к ограждению, на самый солнцепек – очень уж хотелось поснимать…
Ябусамэ – японское искусство стрельбы из лука, в котором лучники стреляют на скаку, а сам ритуал проводится с пожеланиями здоровья и исполнения желаний (слово «ябусамэ» переводится примерно, как «исходящая с лошади стрела»). Зрелище само по себе экзотично-пышное, как все японские древние церемонии. Но тут и российская сторона постаралась, добавила собственных церемониальных изысков, ведь ябусамэ можно считать одним из главных событий Перекрестного года Россия–Япония, с ним сравниться может только J-Fest или гастроли театра Кабуки. Организаторами стали посольство Японии в сотрудничестве с Минспорта РФ и Федерацией конного спорта России.
…До беспамятства люблю породистых лошадей. Этих грациозных, божественно прекрасных созданий. Это невероятное сочетания изящества, нервной легкости и мощи. Перекатывающиеся под атласной шкурой мускулы, упрямо задранные головы с оскаленными в бешеной скачке зубами, закусившими удила, летящая клочьями пена, стелющиеся по ветру хвосты, сильные и в то же время тонкие ноги под тяжелым лоснящимся крупом… Норов! (Кстати, свой норов они показали-таки в ту субботу, но об этом чуть ниже). В день ябусамэ к этому пиршеству красоты прибавилось августовское солнце на ярко-синем небе (влажная мерзость июля ушла, оставив лишь легкий зной – золотой и комфортный, таким и должно быть лету!!!) – и не уступающие в сиянии солнцу богатые костюмы японских лучников и облачения японских священников. Все это на фоне желтовато-серого песка дорожки и яркой зелени по границам ипподрома. Почти картинка из голливудского фильма.
Ровно в 12.00 началось. Сначала перед заждавшимися зрителями проскакали рысью, красиво сделав круг, ладные русские ребята из элитного кавалеристского полка, потом их сменили другие, в парадных мундирах, церемониальным шагом вынесшие государственные флаги России и Японии. Пока играли государственные гимны, флаги развевались и хлопали на порывистом ветру, рождая странные ассоциации с фильмами Куросавы… Потом прозвучали приветствия – от российской стороны замминистра спорта РФ, с японской стороны – Посла Японии в России Кодзуки Тоёхиса и представителя школы Огасавара-рю. Эта школа, собственно и привезла ябусамэ в Москву.
Интерес к луку у древних японцев резко взлетел во второй половине периода Ямато (300-710 гг.), что было вызвано появлением лошадей, завезенных с континента в конце IV− начале V веков. Это произвело настоящую революцию в тактике и вооружении. На смену пехоте, вооруженной топорами, копьями и короткими мечами, пришли всадники с луком и длинным мечом. Однако лучник итэ, также называемый юми-тори («держатель лука») или ума-юми («конный лучник»), в древней Японии был обязательно знатным воином. Придворная знать кугэ, а потом и военная аристократия буси с детства обучались обращению с луком. На протяжении X и в начале XI веков доступность лошадей привела к дальнейшим изменениям в тактике боя, который теперь в значительной мере определялся умением воинов пускать стрелы на полном скаку, а в последний момент изменить направление, чтобы перегруппироваться. Умение владеть луком стало считаться столь важным, что термин кюсэн-но-иэ стал означать «семья самурая», хотя буквально он означает «семья лука и стрел».
Состязания конных лучников вызывали особое восхищение у придворных на протяжении всей эпохи Хэйан (794 –1185 гг.). Обучение стрельбе с мчащегося коня было более аристократическим как по природе, так и по традициям. Это искусство требовало хорошей координации при управлении галопирующим конем и одновременном выпускании одной за другой стрел по ряду разнообразных мишеней, которые могли быть как неподвижными, так и движущимися. Среди популярных форм стрельбы из лука были: стрельба по трем мишеням, стрельба по мишени «шапка из бамбука», стрельба по собакам, охота на собак, охота на птиц и охота на крупного зверя – оленя, медведя.
Собственно «ябусамэ» было весьма популярным занятием вплоть до начала эпохи Камакура (1192–1333), и не угасло даже в эпоху Эдо (1603–1868). На дистанции около 250 метров всадники на ходу стреляют из лука по очереди по трем мишеням. Если всадник попадает в цель, ему рукоплещут тысячи зрителей. Всадники выступают в охотничьих платьях самураев. Стрелы – с особыми наконечниками, издают громкий свист в полете. А сама школа Огасавара-рю (древние боевые искусства корю) была основана в эпоху Камакура кланом Огасавара, близким к клану Минамото. Основателя звали Огасавара Нагакиё.
Немного истории. В школе Огасавара изучались верховая езда (бадзюцу), стрельба из лука (кюдзюцу), конная стрельба из лука (ябусамэ) и этикет (рэйхо), главным образом, церемониальные и ритуальные практики. Школа располагалась в деревне Огасавара. Отец основателя школы был знатоком классических трактатов, а также большим мастером боевых искусств. За боевые заслуги в войне против клана Тайра он получил высокую должность. Сам Нагакиё служил у Минамото-но Ёритомо, первого сёгуна сёгуната Камакура. Он был мастером стрельбы из лука и верховой езды, что принесло большую славу школе. Однако искусство этикета не было особо востребовано в те времена среди самураев.
Первый сёгун эпохи Асикага возложил на потомка Нагакиё, Огасавара Садамунэ (1292—1347), задачу соблюдения этикета и ритуалов при дворе. Сёгун взял Садамунэ себе на службу, пообещав, что Огасавара-рю станет главной школой в преподавании искусства самурайского этикета по канонам Бусидо. Садамунэ включил практику дзэн в состав учебной программы школы. В 1380 году потомок Садамунэ, Огасавара Нагахидэ, составил первый в истории Японии трактат придворного этикета «Санги Итто». Помимо этикета, «Санги Итто» содержит учение семьи Огасавара по верховой езде и стрельбе из лука. Боевые искусства школы были в значительной степени утеряны к концу периода Муромати, и школа выжила только как система придворных манер. И все же в 1724 году, Огасавара Хэйбэй Цунэхару возродил преподавание искусства конной стрельбы из лука.
В эпоху Эдо семье Огасавара было поручено обучать элиту сёгуната тонкостям этикета. остепенно этикет, преподаваемый в Огасавара-рю, стал считаться эталоном поведения.
Во второй половине XX века школа Огасавара была очень закрытой. Однако тогдашний глава школы, мастер Тадамунэ, решил, что отсутствие вежливости и самодисциплины в обществе приводит к деморализации умов, поэтому открыл доступ к обучению для широкой общественности. Школа Огасавара признана одной из японских культурных ценностей, ее истории – более 8 веков.
Ныне 31-м главой школы Огасавара-рю является Огасавара Киётада, а сама школа входит в Нихон Кобудо Кёкай (Ассоциацию традиционных японских воинских искусств). Секреты мастерства передаются в роду по мужской линии.
Так что к 11 августа 2018 г. школа Огасавара-рю привезла в Москву не только ябусамэ – искусство стрельбы из лука на скаку,– но и искусство ритуального церемониала, которое мы имели удовольствие наблюдать сразу же после обмена официальными приветствиями.
Поскольку в ябусамэ действия лучников направлены на восстановление мировой гармонии и искоренение зла, а также на ублажение синтоистских богов, перед началом состязаний провели церемонию сято-но-ги, отслужили синтоистский молебен. Во время молебна священнослужители призывают бога войны Хатимана (первые возгласы «ооо»!), после чего тот нисходит на алтарь, а затем потом покидает его (под вторые возгласы «ооо!»).
К помосту, сооруженному в глубине ипподрома, потянулась вереница синтоистских священником и людей в самурайских одеждах, включая участников ябусамэ. На помосте началась торжественная и длительная синтоистская церемония очищения – с молитвой, пожеланиями успеха и благополучия, а также исполнения желаний. Священник читал сакральные тексты перед своеобразным «алтарем», на котором лежали фрукты, а над самим «алтарем» висела «ветвь очищения», украшенная обрядовыми бумажками, по всей видимости, с синтоистскими пожеланиями. Обряд проводился дважды – сначала священником, затем главой школы Огасавара. «Очищались» и благословлялись также луки и стрелы – на удачу, наездники пили ритуальный напиток, наливаемый из ритуального сосуда ( в Японии это сакэ, что пили наездники здесь, мне неведомо…).
Все это было завораживающе красиво. К сожалению, сфотографировать обряд в деталях было невозможно, и не только потому, что помост находился далеко, а на моем Никоне не хватало возможностей зума, – а еще и потому, что все участники церемонии стояли спинами к зрительным трибунам. Однако, – хвала устроителям! – в небе постоянно кружил передающий картинку смешной вездесущий маленький дрон, видимо, и камеры тоже были установлены во всех нужных местах, потому что великолепный ритуал беспрерывно отображался на огромных экранах, установленных перед трибунами. Пришлось фотографировать с экрана – это все же лучше, чем со спины… После окончания обряда все спустились вниз и часть «служителей» прошествовала по скаковой дорожке до старта, «очищая» ее… Пронесли также мишени.
Ну а потом начались сами скачки со стрельбой по мишеням. Всадник должен поклониться лошади прежде, чем оседлать ее. А лошади здесь – норовистые скакуны донской породы, не признающие чужих и не привыкшие к японским седлам. Японские наездники говорили, что сначала подносили лошадям седло, давали понюхать… Но лошади все равно показывали норов, артачились и брыкались (хотя японцам старались подобрать менее пугливых, пугливых, не боящихся незнакомых людей и громких возгласов, которые издают всадники при стрельбе по мишеням) – и не хотели скакать, пытаясь сбросить с себя седоков, особенно одна… Видимо им не нравились незнакомые запахи и непривычные седла (японское седло совсем не такое, как наше, оно выстругивается из дерева; подробнее см. описание в конце текста). В итоге ассистенты в самурайских костюмах брали лягающуюся красавицу под уздцы с обеих сторон и силой вытаскивали на старт, бегом разгоняли ее – и отпускали. Дальше взбесившаяся лошадь неслась сама, прижав маленькие злые уши и оскалив зубы, но седок на ней сохранял удивительную невозмутимость, что видно даже на фотографиях. Вообще посадка японских всадников совершенно отличается от общепринятой. Они широко разводят колени, привстают на стременах и не садятся в седло – всадник все время как бы нависает над лошадью. Повод брошен, в руках – лук. Попробуй, усиди на скаку! Но нервы и напряжение, видимо, сказывалось, – лучники довольно часто не попадали в мишени. Зато когда стрела разносила в щепки очередную мишень, трибуны взрывались аплодисментами. Впрочем, в ябусамэ главное – не поражение цели, а сам процесс, промахи и попадания фиксируются, но победителей и побежденных нет. Вся скачка от старта до финиша отображалась на экранах, удачные моменты повторялись в замедленном ритме… словом, зрелище было красивым. Особенно поражали размеры японских луков, даже непонятно, как вообще с ними управляться, тем более на скаку. Я стояла у самого ограждения и просто кожей ощущала острое напряжение и нервозность− и лошадей, и всадников, когда они проносились мимо, пуская стрелу в мишень, установленную прямо напротив меня…. Среди участников был юноша, поразительно тонкий и хрупкий, я даже было подумала, что это девушка, но меня поправили… Поражала взор также пышная экипировка наездников – самурайские соломенные шляпы(особой «конструкции», с отверстием для пучка на темени – традиционной прически самураев), богатые ткани костюмов, защитные накладные штаны из пятнистой шкуры оленя, меч за поясом… Если точнее, часть всадников были в костюмах итэ (охотничий наряд придворной знати эпохи Хэйан, затем знатных самураев; вот как раз в этом костюме присутствуют штаны из оленьей шкуры и шляпа аяигаса – с конусом для самурайской прически – хвоста (тёмагэ) посередине. Другая часть наездников была в костюмах хиракися, или кися хасимон (обычное платье охотника эпохи Эдо, в нем нет штанов из оленьей шкуры «мукабаки», совсем другие шляпы и отсутствует колчан для стрел). В каждом заезде было по четыре участника. 3 итэ и 1 хиракися (кися хасимон)в первом заезде (хиракися, был, кстати, австралиец Майкл Но), в двух остальных заездах – по 4 хиракися. В число лучников итэ входил и сын Главы школы Огасавара-рю, наследник традиций – Киёмото! В этих состязаниях костюмы итэ были аж из XII века (эпоха Камакура).
В ябусамэ каждый человек делает свое дело – один подбирает стрелы, другой заменяет луки и т.д. Всего в демонстрации ябусамэ задействовано около 60 человек. В ябусамэ существует определенное деление на должности. Во время показа ябусамэ в России некоторые должности были присвоены российским участникам, им был поручен определенный вид деятельности.
В демонстрации ябусамэ принимали участие представители МРОО Федерация Кюдо, которая входит в Общество «Россия – Япония» на правах члена.
Российским лучникам ( Федерация кюдо ) японскими организаторами церемонии были отведены такие роли-должности, например: главнокомандующий, судьи подающие сигналы веером, человек, изгоняющий все плохое, носители луков, стрел, мишеней. Соответствующим было и торжественное облачение российских участников.
Учителя Огасавары-рю до мероприятия рассказали российским участникам об особенностях школы и провели инструктаж по этикету, базовым перемещениям, а также дали свои наставления по стрельбе из лука. В конце были отрепетированы роли для ритуала ябусамэ.
Ведущим церемонии ябусамэ на Московском ипподроме 11 августа блистательно выступил Акимов Олег — Президент Российской федерации кюдо, а также руководитель Московского областного регионального отделения Российской федерации кюдо.
А Занин Вадим − руководитель Свердловского регионального отделения Российской федерации кюдо и Председатель Екатеринбургского отделения ОРЯ − не менее виртуозно комментировал церемонию по российскому телевидению 11го августа!
Общество «Россия – Япония», − да и вся Россия!− гордятся вами!!!
Но вот состязания ябусамэ подошли к концу. Но праздник на этом не закончился. После аттракциона с мини-пони, больше похожими на больших собак, началась вторая часть «воинственного шоу». Российская сторона показала свой вариант стрельбы из лука на скаку, а также искусство джигитовки. Да, на наших наездниках не было ослепительно роскошных старинных костюмов, и их ноги не прикрывали рыжие в белых пятнышках оленьи шкуры… но мастерство их было на грани волшебства! Не буду перечислять все «номера», все видели немало трюков джигитовки… скажу лишь, что это было безупречно. Неподражаемо и недостижимо. И из своих маленьких «монгольских» луков они поражали цели – воздушные шарики – практически без промахов. А в заключение была скачка стоя на лошади с бокалом вина, которое так и не расплескалось.
Потом последовали состязания русских троек, но это, кажется, было уже излишним. Во всяком случае, в мою душу эмоции больше не помещались. Я спустилась вниз, еще раз осмотрела выставку доспехов, костюмов наездников и смешную деревянную лошадку, на которой положено тренироваться в стрельбе из лука японским наездникам ябусамэ… и отправилась домой, унося собой запечатленные в цифре прекрасные образы – память о мгновениях великолепного праздника…
Автор текста Галина Дуткина
Фото Галина Дуткина, Наталия Шпер
(Дополнительные потрясающей красоты альбомы см. по ссылкам в конце материала ниже)
P.S. Редакция приносит глубокую благодарность переводчице и сопровождающей участников ябусамэ, Екатерине Тарасовой, а также Российской Федерации кюдо за бесценные консультации!
В дополнение к статье мы также предлагаем вам описание некоторых интересных деталей искусства и практики ябусамэ:
Деревянная лошадка
В школе Огасавара-рю принято лишь несколько раз в год использовать на тренировках живых лошадей. Считается, что всадник должен уметь скакать на любой лошади, поэтому на тренировках обычно используют деревянных «лошадок». Принято оттачивать приемы обращения с луком, оседлав деревянного коня, при этом только пятки касаются «лошади». На седло нельзя опускаться, тело нужно держать слегка на весу. Когда колени разведены, лук вытаскивается легко. Ябусамэ – не искусство верховой езды, а искусство владения луком. Это искусство на протяжение 700 лет оттачивали японские воины-самураи (подпись к экспонату).
Седло (на фото выше)
Японское седло выстругивают из дуба и японского клена. Оно состоит из 4х частей, соединенных вертикально. Передняя и задняя части изогнуты. Их обычно делают из уже изогнутого природой дерева. Седло покрывают лаком и украшают. Седла, которые сейчас используются в ябусамэ, были изготовлены 200–400 лет тому назад. Сейчас такие седла не производятся. Развитие японской школы верховой езды закончилось вместе с эпохой Эдо. Только школа Огасавара учит правильной посадке на японских седлах (подпись к экспонату).
Луки
Чтобы увеличить длину полета стрелы и меткость попадания в цель, японские мастера соединяют бамбук и дерево, делают оплетку из шелковой нити, покрывают лук лаком. Одна из особенностей японского лука состоит в том, что его длина превышает 2 метра.
Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины. Однако уже тогда сложилась та уникальная асимметричная форма, которую нельзя найти больше нигде в мире: примерно две трети длины лука находятся выше рукояти, и только одна треть – ниже. Это позволяло конному лучнику держать большой лук в вертикальном положении и не задевать при этом за шею коня.
Большой боевой лук дайкю имел среднюю длину 2,2 м, но некоторые известные экземпляры доходили до 2,5–2,8 м. Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юми-си использовали большой деревянный блок с прорезями, один конец которого лежал на полу, а другой был приподнят над землей примерно на 0,5 м.
Тетива лука делалась специальными мастерами из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шелка (шелк, как правило, использовался для церемониальных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твердой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству – от прочной, сильной тетивы для боевых луков до мягкой и эластичной, используемой в основном для спортивных и охотничьих луков. На концах плечи лука (ката) утоньшались, образуя рога (отоканэ), к которым крепилась тетива. Рога иногда покрывались металлом; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук, часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.
Оценить силу лука можно было, сосчитав, сколько требуется человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари. Запасную тетиву носили в колчане или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной. Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч. Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. По такой конструкции делались только короткие луки. Вероятной причиной этого факта служит то, что рога и жилы, необходимые для таких луков, поступали от убоя скота, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мертвых животных.
Стрелы
Для оперенья японских стрел используются перья ястребов и орлов. Наконечники могли быть самые разные – для различных целей и нужд. В некоторых стрелах (кабурая) просверлено отверстие.
Стрелы с такими наконечниками издавали свист и использовались для сигнализации в битве и конных соревнованиях ябусамэ. Перед началом битвы также в воздух выпускалась свистящая стрела с насадкой из оленьего рога (кабурая). Ею стреляли для вызова и оповещения неприятеля о начале боя.
Кому важны мельчайшие подробности, то вам сюда, – на сайт Московской федерации кюдо (искусства стрельбы из лука): http://www.kyudo–moscow.ru/auxpage_kyudo/
Должности в ябусамэ
В ябусамэ каждый человек делает свое дело – один подбирает стрелы, другой заменяет луки и т.д. Всего в демонстрации ябусамэ задействовано около 60 человек. В ябусамэ существует определенное деление на должности. Во время показа ябусамэ в России некоторые должности были присвоены российским участникам, им был поручен определенный вид деятельности.
Больше фотографий вы найдете в альбоме Галины Дуткиной https://cloud.mail.ru/public/JF6y/jDgij87YK
Инсайдерские фотографии со страницы в Фэйсбуке Школы Огасавара–рю: https://www.facebook.com/ogasawararyu/photos/rpp.119118834876403/1780529518735318/?type=3&theater
Приносим свои благодарности Школе и фотографу Школы!
Приносим также благодарность за фото Наталие Шпер:
Костюмированный парад на ВДНХ накануне ябусамэ – 10 августа
Инструктаж российских участников церемонии и облачение в японские костюмы для ябусамэ японской стороной:
https://photos.app.goo.gl/zptTPeNxXjbJii5x7
Также приносим благодарности Александру Дворянкину!
Невероятно интересные, красивые и даже трогательные фотографии участников ябусамэ и лошадей, на которых им впервые пришлось скакать. Автор — Александр Дворянкин.
Подготовка к состязанию здесь:
Открытие здесь:
https://www.facebook.com/alexander.dvoriankin/media_set?set=a.2300581553302496&type=3
Состязание лучников здесь: https://www.facebook.com/alexander.dvoriankin/media_set?set=a.2291618077532177.1073741945.100000520225977&type=3&__tn__=-UKH-R
Показательные выступления российских спортсменов:
Советуем также не пропустить уникальные видео из Японии.
- Как в Японии готовят мастеров ябусамэ школа Огасавара-рю, в том числе наследника традиций Огасавара Киёмото, будущего Главу Школы
https://www.youtube.com/watch?v=FAzLZORDKXw
- А также видео про японских женщин-лучниц!
…Каждый год в октябре в Матиде проходит фестиваль Дзидай Мацури, где люди носят костюмы из прошлого и устраивают процессию по улицам города. Позже в этот же день в парке Сэригая в Матиде проходит соревнование по стрельбе из лука. Сначала соревнуются мужчины, потом женщины. Они должны стрелять по двум бумажным мишеням, расположенным вдоль дорожки. В конце концов, цели заменяются на куски дерева, и мужчины и женщины соревнуются друг с другом. На этом видео показываются женщины–лучницы. Это захватывающее зрелище, и оно всегда собирает толпы народа. https://ru.japantravel.com/%D1%82%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%BE/%D1%8F%D0%B1%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BC%D1%8D–%D0%B2–%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B5/44467
Желаем приятного чтения и просмотра!
Секретариат Общества «Россия – Япония»