Созданный в августе 2004 года по инициативе Японии и пяти стран – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном шестисторонний формат «Центральная Азия плюс Япония» (или «5+1») продемонстрировал активное развитие даже при том, что премьер-министр Японии Фумио Кисида из-за заявленного экспертами риска возникновения мегаземлетрясения в районе разлома Нанкай не смог присутствовать в Казахстане на саммите глав государств ЦА, который прошёл в августе 2024 года. Ранее в Токио планировалось, что с 9 по 10 августа Ф. Кисида посетит Казахстан для участия в саммите-диалоге «5+1», которому исполнилось 20 лет, после чего с 10 по 11 августа посетит Узбекистан, а с 11 по 12 августа – Монголию. Однако визит премьер-министра не состоялся, что породило в СМИ разные мнения по поводу качества взаимоотношений центральноазиатских стран с Японией.
После распада СССР в 1991 году и обретения бывшими Союзными республиками независимости Япония стала оказывать новым странам содействие, в частности, через «официальную помощь развитию», направленное на поддержку и формирование новых государств. Это касалось развития инфраструктуры, включая системы водоснабжения и канализации, модернизацию аэропортов и тепловых станций, прокладку железных дорог. Сотрудничество охватило ремонт школ, обеспечение больниц медицинским оборудованием, проведение обучения в области бизнеса и сельского хозяйства. Дальнейшее развитие государств ЦА в XXI веке способствовало укреплению отношений и формированию высокого уровня доверия между ними и Японией в широком спектре областей.
Польза от такого сотрудничества очевидна. С одной стороны, Япония осваивает новые рынки стран с богатыми природными и трудовыми ресурсами, что позволит ей отчасти диверсифицировать риски, связанные с текущей нестабильной геополитической обстановкой, получить доступ к новым источникам сырья и рынкам сбыта, укрепить энергетическую и экономическую безопасность. С другой стороны, государства ЦА получают качественные услуги со стороны страны, которая не претендует на доминирующую роль в регионе. При этом в интересах всех сторон находятся вопросы обеспечения региональной безопасности, противодействия терроризму и экстремизму, развитие новых технологий, включая «зелёную энергетику» и декарбонизацию, расширение всесторонних культурных обменов.
В политическом контексте ситуация складывается таким образом, что укрепление отношений стран ЦА с Японией потенциально может привести к некоторому ослаблению их зависимости от таких мощных региональных игроков со своими историческими связями и географической близостью, как Российская Федерация и КНР. Государства ЦА получают альтернативного партнёра, который может предложить более выгодные в конкурентном отношении условия сотрудничества в области финансов и технологий без какого-либо давления на протекающие политические процессы в этих странах.
Как представляется, интерес Японии к странам ЦА обусловлен прежде всего экономическими соображениями и стремлением к налаживанию взаимовыгодного сотрудничества в условиях санкционной войны между сторонниками Киева во главе с США и сторонниками Москвы, а не для того, чтобы «по указке Вашингтона» рассорить государства ЦА с Россией и Китаем. Такая миссия была бы для Японии неестественной и непосильной. Похоже, что сами страны ЦА видят в Японии именно партнёра, а не очередного «старшего брата», что делает Японию в глазах центральноазиатских стран весьма привлекательной для сотрудничества. Это видно хотя бы из того, что отказ Ф. Кисиды приехать на саммит по уважительной причине был с пониманием воспринят лидерами стран ЦА. Вероятно, центральноазиатские страны не видят риска превратиться в «неоколониального придатка западного лагеря» из-за сближения с Японией, чего, в частности, опасается внешнеполитическое ведомство России.
В итоге, по данным Комитета по инвестициям и управлению государственным имуществом Таджикистана, компании стран Центральной Азии и Японии подписали на бизнес-форуме в Астане 22 документа о сотрудничестве, которые затронули такие отрасли, как энергетика и экология, транспорт и логистика, цифровизация, образование, машиностроение, медицина и туризм. Очевидно, что такими решениями страны ЦА голосуют за развитие отношений с Японией, тем самым способствуя взаимовыгодному сотрудничеству всех стран формата «Центральная Азия плюс Япония».
Татьяна Горчакова, к.э.н., заместитель директора по научной работе Института Китая и современной Азии РАН