Вопрос: Японские СМИ сообщают о планах провести в середине августа с.г. саммит «Япония — Центральная Азия» в Астане с участием премьер-министра Японии Ф. Кисиды. В ходе встречи планируется принятие рамочной программы экономического сотрудничества Японии с пятью республиками, в частности предполагающей продвижение «зеленой энергетики». Как Вы могли бы прокомментировать эту информацию?
Ответ: Неоднократно отмечали, что за попытками Японии внедриться в Центральную Азию, удаленную от нее на тысячи километров, видим не экономический интерес, а продиктованное установками демадминистрации в Вашингтоне стремление нанести ущерб формировавшейся на протяжении десятилетий системе хозяйственных связей стран этого региона с Российской Федерацией, «подтянуть» их к западной идеологии «порядка, основанного на правилах», имеющей антироссийский и антикитайский подтекст.
С неизменным уважением относимся к намерению наших соседей развивать взаимовыгодную кооперацию с государствами АТР. Однако не можем не отметить, что и сами не понаслышке знаем с 1990-х гг. истинную природу японских экономических обещаний. Предлагая свои проекты «помощи развитию», официальный Токио заинтересован прежде всего в выгоде для собственных корпораций и беспрепятственном их выходе на развивающиеся рынки, тем самым ставя реципиентов в зависимость от внешнего капитала и технологий.
Анонсированные в СМИ приоритетные направления новой программы сотрудничества лишь подтверждают, что японская сторона преследует политическую цель навязать западную энергетическую и климатическую повестку «зеленого перехода» и протолкнуть собственные «чистые» разработки.
Не сомневаемся в том, что наши партнеры из Центральной Азии со свойственной им мудростью сумеют отличить подходы в пользу взаимовыгодного сотрудничества от планов низвести их страны до положения неоколониального придатка западного лагеря. Надеемся, что деструктивность такой перспективы и серьезные издержки от утраты полнокровных связей с Россией им вполне очевидны.