Давно знаю Хироко Иноуэ как блестящую органистку, нашего большого друга.
Знаю, что раз, а то и два раза в год, она приезжает в Саратов и играет в ансамбле с великолепной «Трио-сонатой» Владимира Скляренко. Еще знаю, что Хироко, получив классическое музыкальное образование, очень любит экспериментировать и выступать в неожиданных сочетаниях. Но такое сочетание, как мы увидели в этот раз – «Волна и камень, лед и пламень…» Но все по порядку.
После переезда в Дубну с японской гостьей встретилась впервые. Концерт Хироко Иноуэ и Вероники Кожухаровой в Детской хоровой школе мальчиков и юношей назывался «Орган & саксофон» и погрузил нас, зрителей, в море чувств, родил целую бурю эмоций. Уже лет десять органистка Хироко и саксофонистка Вероника, знакомые еще по учебе в Москве, играют дуэтом, объездили всю страну, выступали не раз за границей – Белоруссия, Германия, Израиль…
Вероника Кожухарова – одна из самых сильных саксофонисток мира, редкостный виртуоз. Лауреат многих Международных конкурсов. С 11 лет! Училась в Российской академии музыки им. Гнесиных и во Франции у известного педагога Клода Делангля. Официальный представитель всемирно известной фирмы по производству духовых инструментов Selmer. Организатор и ведущая мастер-классов. Пишет музыку, проводит благотворительные концерты. Ее концертный план расписан на год вперед. В 2013 году вместе с Хироко она выпустила музыкальный альбом под названием «С любовью к…».
О наградах Хироко Иноуэ расскажу для подробнее. Окончила с отличием аспирантуру Московской консерватории им. Чайковского по классам фортепиано и органа и нидерландскую консерваторию имени Принца Клауса по классу игры на исторических инструментах. Постоянная участница московских Международных органных фестивалей. Дипломант всероссийской премии «Органист года 2020».Обладательница премий «Выдающаяся музыкальность» на фестивале Петра Великого (Голландия) и «За создание культурных мостов» в рамках фестиваля «Органисты года» (Россия). Стипендиат министерства культуры Японии. Лауреат первых премий японских фортепианных конкурсов в Сакаи и III Международного конкурса пианистов имени М. В. Юдиной (Санкт-Петербург). Лауреат Международных конкурсов органистов имени Марчелло Галанти (Италия), Валерия Кикты (Москва). Дипломант и обладатель трех специальных премий («Вера Надежда Любовь», «Зрительских симпатий», «Самому коммуникабельному, корректному и открытому для прессы участнику») IV Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева (Калининград).
Как пишут музыкальные критики, «ее сильная сторона − игра колоритом, светотенями, многообразие тончайших звуковых эффектов». Вероника же Кожухова − это часто буря и натиск, нарастающий темп, открытый звук, полётность и словно растущие крылья за спиной. Кажется, они спрятались в складках ее белого пиджачка, и когда ее гибкая, юношеская фигурка творит на сцене свой, невиданный танец, следуя за всеми извивами блистающего в лучах прожектора сакса, они приподнимают ее над залом, над бытом, над суетой нашего мира.
Как написали о Веронике в одной замечательной статье, «ей всегда было что рассказать, с чем выйти к залу, за чем пустить слушателей внутрь, в тот мир, где срываются маски… Свобода вырвавшегося из плена». Жизнь ее, ее нелегкий путь в музыку и к мировой славе достойны отдельного романа.
А в дуэте чистый пламень ее любви к инструменту встретился с прозрачным кристаллом изысканной игры на органе Хироко, невозможно изящной в своих темных одеяниях, хрупко-тонкой в талии. Мы-то, ее постоянные поклонники, знаем, что под безупречно сдержанными манерами японской органистки таятся такие же сильные страсти, широкая, открытая душа. Недаром, классная пианистка, она все же выбрала для исполнения безбрежную полифонию «короля инструментов». Они с огненной Вероникой буквально нашли друг друга. Концерт в Детской хоровой школе во всей силе и красоте явил нам чудесный сплав.
То Хироко играла соло Баха, то снова выпархивала на сцену Вероника, и мы, как на гигантских качелях, поднимались с ними к сияющему солнцу и стремительно летели в бездонные бездны с Йошимацу (живой японский классик), Дженкинсом (известный британский композитор) и, конечно, Пьяццоллой. Не привычный уху хрипловатый голос аккордеона для танговых мелодий маэстро, а сакс, с его возможностями извлекать какие угодно звуки, начинал танговый шаг, сбивался, пытался снова, пел и плакал, рвал душу зимней фантазией, а то заливал все вокруг свободным, как морской простор, бескрайним Либер танго. Еще один привет от моего любимого ансамбля старинной музыки «Трио-соната», который первый в России начинал регулярно играть Пьяццоллу и частенько заканчивает концерты именно этой сумасшедшей Либер-композицией.
Концерт без антракта летел стрелой. Публика бисировала каждому номеру и осыпала девушек цветами. Действо происходило в симпатичном камерном зале Школы, выстроенной, как причудливый замок с башенкой, с винтовой лесенкой, с рядами звонких карильонов на фасаде. Карильоны починили буквально на днях, и после 14-летнего молчания они снова запели мелодичные детские песенки.
А по лесенке мы поднялись в башню – к очаровательной Фее здешних мест. Директор школы Ольга Ивановна Миронова – Почетный гражданин Дубны. Уникальную Школу она создала ровно 30 лет и з года назад, прямо сказочная цифра! Когда ей показали чертеж будущего здания, просто-напросто «завернула» проект безликой коробки. «Башенка и лесенка» входили в ее обязательные условия. И нашелся такой же романтик – скрипач, который придумал это сказочный замок.
Уже четыре раз приезжает на День города Хироко, а теперь и подругу, невероятно талантливую, с собой прихватила. Надеемся, наши встречи продлятся долго.
Ирина Крайнова, пресс-секретарь Дубненского отделения ОРЯ
Фото из Инета и автора