Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 24 июля 2024 года
<…>
Вопрос: 8 июля с.г. Япония и Филиппины подписали «Соглашение о взаимном доступе», предусматривающее расширение сотрудничества двух стран в военной сфере. Повлияет ли имплементация этого договора на расстановку сил внутри треугольника США – Япония – Филиппины? Существуют ли риски того, что американцы будут использовать это соглашение в качестве инструмента усиления контроля над морскими торговыми путями и, как следствие, для навязывания новых торговых ограничений против Китая?
Ответ: Наблюдаем нарастание тенденции к формированию в Азиатско-Тихоокеанском регионе эксклюзивных военных блоков узкого состава. Говорим об этом на протяжении длительного времени. Такие тенденции идут с Запада. Это не те желания или стремления, которые очевидно либо могли бы быть проявлены странами региона. Это то, что привносится извне. В эти структуры, изначально состоявшие из США и их западных союзников, постепенно затягиваются отдельные страны АСЕАН. Даже не знаю, как лучше сказать. Либо страны АСЕАН затягиваются в эти структуры, либо эти структуры как-то «вползают» в соответствующее пространство. Может быть, и так, и так будет правильно.
Такие действия авторов «селективных» форматов лишний раз подтверждают, что им абсолютно безразличны как судьба асеановского пространства с хорошими показателями сотрудничества и взаимодействия, так и задачи, которые Ассоциация ставит перед собой в контексте формирования сообщества безопасности, работающего на обеспечение устойчивого развития региона.
При этом особо пристально следим за проводимым администрацией Ф.Кисиды курсом на ремилитаризацию Японии, включая обслуживание стратегии Вашингтона по планомерному закреплению в Азии американоцентричных блоковых инициатив антироссийской и антикитайской направленности под вывеской концепции «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона». Но какой же он «свободный» и «открытый», когда речь идет о военно-политических блоках с командно-административной системой управления? И свобода, и открытость, и транспарентность перечеркиваются самой сутью, закрепленной в доктринальных документах этого блока.
Подобная безответственная политика Токио ставит его на путь опасной эскалации напряженности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ведет к созданию угроз непосредственно государственной безопасности Российской Федерации. Предупреждаем о наших контрмерах по укреплению обороноспособности и защите национального суверенитета. Последний такой демарш предприняли (регулярно их предпринимаем) в упреждающем порядке в связи с проходящими в настоящее время японскими военными учениями у дальневосточных рубежей нашей страны с участием вооруженных сил внерегиональных стран-членов НАТО.
Применительно к расширению военно-технического сотрудничества Токио с Манилой хотели бы отметить следующее. Если администрация Ф.Кисиды таким образом пытается «вымарать» из коллективной памяти человечества многочисленные преступления японской военщины в ходе экспансионистской политики в Азии в годы Второй мировой войны и предшествовавший ей период, включая Батаанский марш смерти на Филиппинах в 1942 г., то такие ревизионистские попытки обречены на провал. О тех событиях хорошо помним не только мы, но и филиппинский народ. Это подтвердило, в том числе участие представителей Филиппин в состоявшейся в 2022 г. в Дипакадемии МИД России Международной конференции на тему «Преступления милитаристской Японии: исторические и современные аспекты».
Вновь призываем Токио извлечь уроки из разгрома Японии во Второй мировой войне, вспомнить о своей агрессивной риторике и внешней и внутренней политике перед Второй мировой войной, а также к чему все это привело. В полном объеме признать итоги Второй мировой войны, отказаться от планов тотальной милитаризации страны. Потому что однажды это для Японии и японского народа закончилось национальной катастрофой, принесшей горе и страдания небывалого масштаба всему японскому обществу.
<…>