В этом году было немало объективных и субъективных факторов, которые повлияли на формат фестиваля. Но несмотря на ограничения, разгул стихии, фестиваль состоялся: все, что было запланировано – прошло, гости приехали, так что можно только порадоваться, что всеобщими усилиями мы смогли объединиться и подарить друг другу «цветочный» праздник.
Наш HANAMI-фест мы проводим уже не первый год, и так или иначе, все творческие встречи, выставки, кинопоказы на фестивале в той или иной степени мы посвящаем цветочной теме. Так было и в этом году.
В первый день замечательный фотограф Наталья Казакова (руководитель фото объединения «Макромир45») рассказала и научила гостей нашего фестиваля макросъемке цветов.
Затем гости фестиваля создавали цветы из ткани (в технике комоно) и бумаги (в технике оригами).
Авторы лучших работ были награждены от мастеров памятными призами.
Завершился первый день Цветочного фестиваля викториной, посвященной значению цветов в японской культуре.
На второй день любителей оригами ждало творческое занятие, на котором они создали открытку, украшенную цветком камелии. Японская камелия — символ утонченной, изысканной красоты. Цветок, напоминающий юную девушку, скрывающуюся за занавесом, и показывающую своему возлюбленному только краешек своего кимоно…
Роняя лепестки,
Вдруг пролил горсточку воды
Камелии цветок
(Мацуо Басё)
В этот же день гости Цветочного фестиваля могли прийти на просмотр художественного фильма «Цветочная битва» (2017), рассказывающего о чае и Сэн-но Рикю, школе икэбана Икэнобо и об искусстве суми-э.
Следующую встречу на нашем Цветочном фестивале мы решили посвятить старинному искусству живописи тушью — суми-э. Главным героем занятия стал кизил – его тонкие гибкие ветви и изящные цветы.
Не очень популярный цветок в суми-э, так что участники нашего сегодняшнего творческого занятия стали художниками-первопроходцами в изображении цветов кизила при помощи воды и туши.
А затем состоялась романтическая киновстреча, посвященная любви, верности, мечтам и, конечно же, главному цветочному символу дня – мы предложили гостям фестиваля к просмотру художественный фильм «Цветущий кизил» (2010).
Уже не первый год в нашей студии тушевой живописи «Судзури» проходят занятия. Каждое из которых посвящено той или иной теме – изображению фруктов и цветов, насекомых и птиц. И так как занятия в этот год пришлись на время нашего фестиваля, то рисовали участники студии цветы – ирисы и нарциссы.
Ирис на берегу.
А вот другой — до чего похож!
Отраженье в воде.
(Мацуо Басё)
Авторы лучших работ: Ольга Гурьевская и Олеся Табулова
Работы: Ольга Гурьевская, Татьяна Мошкалёва и Наталья Юдина
Не лисы ли
Там в нарциссах резвятся?
Лунная ночь
(Ёса Бусон)
Работы: Ольга Гурьевская, Олеся Табулова и Татьяна Мошкалёва.
ПАМЯТИ АДМИРАЛА МАКАРОВА
Утихни, ураган! Прибой, не грохочи,
Кидаясь в бешенстве на берег дикий!
Вы, демоны, ревущие в ночи,
Хота на миг прервите ваши клики!
Друзья и недруги, отбросьте прочь мечи,
Не наносите яростных ударов,
Замрите со склоненной головой
При звуках имени его: Макаров!
Его я славлю в час вражды слепой
Сквозь грозный рев потопа и пожаров.
В морской пучине, там, где вал кипит,
Защитник Порт-Артура ныне спит…
Такие строки посвятил Степану Осиповичу Макарову, герою русско-японской войны, молодой японский поэт Исикава Такубоку. По воли судьбы, он умер от туберкулеза через восемь лет в тот же день, что и русский адмирал.
Исикава Такубоку один из любимейших японских поэтов − в стране установлено немало памятников «гениальному мальчику японской литературы», открыто множество музеев, рассказывающих о его жизни и творчестве.
Он родился в семье бедного буддийского священника в маленькой деревушке Хиното в префектуре Иватэ. Совсем молодым уехал покорять столицу − с детства Исикава мечтал стать знаменитым поэтом. Быстро прославился, но слава не принесла ему достатка − всю жизнь Исикава и его семья испытывали крайнюю нужду.
Бедность и болезнь привели к тому, что в 1912 году в возрасте 26 лет талантливого поэта не стало. После его смерти его стихи стали печататься миллионными тиражами. До сих пор Исикава Такубоку считается одним из самых талантливейших поэтов в Японии.
Новую встречу на Цветочном фестивале мы решили посвятить талантливому молодому поэту начала ХХ века Исикава Такубоку. Мы говорили о превратностях жизни поэта и читали его стихи. Гости встречи смогли познакомиться с творчеством «гениального мальчика» японской литературы, а также порассуждать о том, какую роль в жизни поэта играют происходящие в его стране и в мире события.
Удивительно переплелись между собой в его стихах несбывшиеся мечты и моменты жизни, создав картину из больших неудач и маленьких успехов, любви и грусти прекрасного поэта…
К песчаным холмам
Прибит волною сломанный ствол,
А я, оглядевшись вокруг,
О самом тайном
Пытался хотя бы ему рассказать.
Я ждала тебя там,
Где венчики лилий белеют
В невысокой траве —
А вдали, за лугом цветущим
Над равниной радуга встала…
(Ёсано Акико)
Японскую литературу большинство ее исследователей по праву называют женской. Действительно, именно женщины − прекрасные, утонченные, образованные создали великие образцы прозы и поэзии в далеком прошлом. Первый роман в мировой литературе «Гэндзи-моногатари» написала придворная фрейлина Мурасаки Сикибу − его до сих пор считают величайшим произведением прозы в мире. В поэтических антологиях раннего средневековья «Манъёсю» и «Кокинвакасю» можно встретить немало имен поэтесс − Оно Комати, Идзуми Сикибу, Укон, Нукада и многие-многие другие.
Современная литература также может гордиться именами талантливых писательниц и поэтесс. В ХХ веке японскую литературу и поэзию прославили на весь мир Ёсано Акико, Мисудзу Канэко, Аяко Соно, Кирино Нацуо, Хасимото Такако.
Прекрасные женские образы создали в своих произведениях писатели-мужчины − Дзюньитиро Танидзаки, Акутагава Рюноске, Кавабата Ясунари, Рю и Харуки Мураками.
Красавиц любили изображать на своих гравюрах выдающиеся художники − Хокусай и Хиросигэ, а за последние десять лет появилось немало имен женщин-художниц.
О прекрасных поэтессах и писательницах прошлого и настоящего и не только мы говорили на нашей очередной встрече на Цветочном фестивале «От богинь до горожанок».
Важным событием HANAMI-фест стало открытие выставки каллиграфических работ «А вы могли бы?», созданных творческой группой «Кайдзен» (Москва), по мотивам стихотворений Владимира Маяковского.
В предвкушении этого события мы посвятили Владимиру Маяковскому несколько публикаций, благодаря которым гости фестиваля узнали о «японской теме» в его жизни и в жизни других отечественных писателей и художников начала ХХ века. Мы объявили о проведении в рамках работы выставки викторины «Маяковский на все 100», благодаря участию в которой каждый желающий смог бы продемонстрировать свое знание биографии и творчества Владимира Маяковского, а также онлайн-конкурса чтецов «Послушайте!»
Мы также захотели, чтобы гости выставки смогли по-новому взглянуть жизнь и творчество великого советского поэта.
Например, на знаменитое стихотворение Маяковского «А вы могли бы?», которое дало название выставке:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В этом нас поддержали участники авторского проекта «Игра в классики» − Николай Бардин, Игорь Стародумов, Иван Колупаев и Алексей Ющик.
Видео:
- https://vk.com/video/@public193971791?z=video-193971791_456239380%2Fclub193971791%2Fpl_-193971791_-2
- https://vk.com/video/@public193971791?z=video-193971791_456239382%2Fclub193971791%2Fpl_-193971791_-2
- https://vk.com/video/@public193971791?z=video-193971791_456239383%2Fclub193971791%2Fpl_-193971791_-2
- https://vk.com/video/@public193971791?z=video-193971791_456239384%2Fclub193971791%2Fpl_-193971791_-2
Новый век, и стихи знаменитого советского поэта звучат по-новому. Но, мы уверены, их звучание понравилось бы Маяковскому.
«Каллиграфия − искусство правильно поставить кисть на бумагу и правильно её с бумаги снять»
21 мая состоялось долгожданное открытие выставки «А ВЫ МОГЛИ БЫ?» и творческая встреча с мастером каллиграфии Ольгой Баклицкой-Каменевой (Москва).
Второй день на нашей выставке мы посвятили суми-э. Гости встречи, вдохновившись одним из написанных уважаемою Ольгой-сан иероглифов — 夢 (юмэ, мечта), немного помечтали и воплотили свои фантазии на бумаге.
Несмотря на то, что в распоряжении участников встречи была только черная тушь, мечты оказались очень яркими − легкий парусник на фоне рассветного неба и теплого южного моря, спелый арбуз, яркие символы лета − подсолнухи, прохладный ручей и снующие над ним стрекозы, поющие на ветвях птицы.
Месяц май не радовал нас теплыми и солнечными днями. Но мы как могли создавали хорошее весеннее настроение. В городском парке состоялась фотосессия, которую провела для всех желающих замечательный фотограф Наталья Казакова. Зеленая листва, желтые звездочки одуванчиков и, конечно, Нацумэ Сосэки – что еще нужно?!
Две новые встречи на нашем Цветочном фестивале были на редкость вкусными.
На первой наши гости познакомились с секретами сохранения вкуса и полезных качеств растений и плодов, а также с особенностями ферментации иван-чая. Провели ее наши друзья и прекрасные мастера Людмила Тарунина и Наталья Казакова.
На второй наша гостья, мастер вагаси из Екатеринбурга, Азалия Иванова всего за несколько минут, при помощи специальных инструментов, создала нежные символы весны − цветы сакуры и глицинии, кружащиеся розовые и голубые лепестки. В завершении встречи все желающие, при поддержке уважаемой Азалии-сан, смогли создать вкусные цветы своими руками.
Мы завершили наш Цветочный фестиваль открытием выставки «Разнотравье: время хайку», на котором представлено двадцать пять чудесных фотографий начинающих, но уже вполне опытных фотографов из фото объединения «Макромир 45» (руководитель Наталья Казакова).
Настроение у всех гостей было почти летнее! И это не удивительно − мы постарались, чтобы у всех было тепло и радостно на душе. Вокруг были яркие, совсем уже летние фотографии ребят; ребята, их родители и организаторы обменивались впечатлениями; каждый желающий смог взять на память об открытии выставки открытку с фотографией и стихотворением, которое специально для работ юных фотографов написали поэты-хайдзины из самых разных городов страны − от Владивостока до Петербурга.
В завершении встречи юные талантливые фотографы провели мастер-класс по макросъемке для всех желающих.
Мы надеемся, что наш Цветочный фестиваль запомнился уважаемым гостям яркими, творческими и интересными событиями. Мы благодарим каждого, кто пришел к нам на наши встречи и надеемся, что они не будут последними!
Автор текста: Юлиана Данилова, председатель Курганского отделения ОРЯ
Фото: Валерия Крапивина, Кристина Ивачёва, Ольга Писаревских, Анастасия Болтачёва, Наталья Казакова