Люди условно делятся на две категории: те, кто любят высокие звуки, наслаждаются руладами колоратурного сопрано, и те, кто предпочитает низкие октавы и басовые партии. Поскольку высокая колоратура (с ее «художественным писком») не моя стихия, мне больше нравится контрабас, туба и конечно, барабан. Его нарастающий ритм всегда звучит призывно.
Не удалось мне попасть на японское шоу барабанов в Год Японии. Снежная стихия разбушевалась до такой степени, что занесла все пути, из Саратова не ходил ни один поезд. Наверное, это была последняя настоящая русская зима…
И вот прочитала, что японское барабанное шоу существует и в России. TAIKO IN-SPIRATION – шоу тайко в Москве. Как рассказала в соцсетях лидер ансамбля, музыкальный режиссер Саня Самохина, «коллектив…прошел длиннющий путь от момента, когда мне стало просто интересно 12 лет назад, до шоу российского масштаба. Мы прошли через корпоративную деятельность, через Дом культуры, в котором мы начали давать занятия и ставить программы для выступлений на сцене. Потом был первый большой фестиваль, в котором мы участвовали совместно с японским коллективом GYOTEN — тогда и пришла мысль создать свое шоу… Коллектив возник в 2011 году, и с тех пор под чутким руководством нашего сэнсея Takuya Taniguchi (Такуя Танигути ) мы продвигаем японскую культуру в России». Танигути Такуя — музыкант с мировым именем, композитор и аранжировщик коллектива, где основные барабанщики − девушки.
В 2019 году появился спектакль коллектива «Море синего леса» по японскому фольклору. Это не только их первый спектакль, но первый «барабанный» спектакль с таким развернутым сюжетом вообще. Как в подобных случаях говорят, мировая премьера.
И вот я на спектакле, созданный усилиями многих талантливых людей. Тайко − инструмент хоть и заимствованный когда-то японцами, но такой древний, что давно стал национальным. Пишут, что остатки барабана, найденного в Японии, относятся еще к периоду Дзёмон.
Как говорят японцы, звук тайко завораживает «мощной, витальной полнозвучностью, которая проникает в самые потаенные уголки души». Попадать в такт, держа в голове всю партитуру (полагается играть без нот), наращивать темп, играть всем телом, как бы исполняя свой танец, – такие непростые задачи у исполнителя. Но девушки справляются.
Я сижу высоко, на балконе театра Терезы Дуровой. Декорация синего леса у подножья Фудзи, глубокая ночь, огромная полная луна… Цукими мацури – праздник любования луной, он один из длинной череды японских празднеств. Но очень в Японии чтимый. С Цукими связана красивая легенда, не менее красиво она изложена в программках, которые нам раздали при входе. «В далекие времена, еще до большой войны и эпохи железных дорог, до нестихающего гула вездесущих машин … У подножия горы Фудзи в море синего леса, черного, как сама ночь, под светом пятнадцатой луны месяца Цукимидзуки, зародилась история, что длится и по сей день…»
Сижу далеко от сцены, но слышно везде отлично. Солистка ударяет в самый большой, вертикально поставленный в глубине сцены барабан. Раз, другой… Она бьет с такой силой, что кажется барабанщиком из той, самой знаменитой японской группы Кодо. Инструмент в ответ отзывается, глубоко и протяжно. Барабанные громы неодолимо обрушиваются на нас, окутывают, влекут, уносят за собой. Прямо туда, где высоко-высоко грозный японский дух молнии, грома и бури Райдзин стучит в свои небесные тайко.
Вступают другие барабаны − на авансцене, они гремят дружно, мощно, как одно существо. Слышится грустная песенка флейты, дух захватывает от незатейливой, щемящей мелодии сямисэна. Но главные здесь, конечно, барабаны и волшебные лисы Кицунэ − образы музыкантов. Игра на тайко требует от исполнителя отличной физической формы и большого пластического дара. Девочки из TAIKO IN-SPIRATION хорошо двигаются, что дается серьезными каждодневными тренировками. Они показывают настоящий хореографический спектакль, яркий и зрелищный, не забывая время от времени бить что есть силы в свои барабаны.
Это и танец лис при свете плывущей луны, и хореографическое соло девятихвостой Белой Лисицы Кино Кицунэ. И их красивый дуэт с воином Гецу Оомори.
Драматургия сюжета большая и увлекательная: с появлением мрачных демонов подземного мира (великолепно перевоплощаясь, их изображают все те же девушки), неизбежной с ними схваткой, поражением и конечной победой светлых сил. Сияющий золотым лучом персик Бессмертия спасает отважного воина, влюбленные воссоединяются, полноликая серебристая красавица сияет на небосклоне, барабаны выстукивают победную дробь…
Что немного мешало, так это «мышиные» вскрики барабанщиц, больше похожие на писки. Издержки феминизации в этом, традиционно мужском занятии.
В TAIKO IN-SPIRATION есть еще авторский концерт Александры Самохиной про историю барабанов тайко. Саня-сан проводит свою «лекцию» в нескучном музыкальном формате. И еще они придумали концерт японской музыки, где… не играют на барабанах. Звучит выразительный голос кото − древнего струнного инструмента, и японского сямисэна, ведет партию китайский гучжэн с французским гобоем.
На днях мне рассказали, что в России появилось еще одно шоу японских барабанов. И оно как будто собирается к нам в Дубну на фестиваль японской культуры. Можно только порадоваться такой любви к инструменту, который умеет быть и смирным, почти тихим, и самым шумным, громоподобным, неудержимо за собой влекущим. Но всегда − ритмичным и красивым.
Ирина Крайнова
Фото автора и из Инета