Поставки подержанных автомобилей, как ни странно, стали сейчас главным мотором японского экспорта в Россию, который невероятными темпами сокращается с марта нынешнего года. При этом парадоксальным образом в январе-июне общий объем двусторонней торговли в долларах существенно вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года. Причина – невероятно разбухающая сумма, которую японцы платят за поставки нефти, сжиженного газа и угля из РФ.
За первую половину года, сообщил мне крайне осведомленный эксперт-экономист в Токио, поставки японских товаров в Россию упали на 35,6 процента (почти на 36 процентов!) по сравнению с показателем января-июня прошлого года. При этом импорт из РФ в денежном выражении подскочил более чем на 52 процента! В долларах он в 3,6 раза превысил японский экспорт из-за резкого роста цен на энергоносители.
При этом общий объем товарооборота за полгода составил почти 11,5 миллиарда долларов. Это почти на 18 процентов больше, чем было зафиксировано в январе-июне прошлого года. Опять же из-за невероятного роста расходов на российские энергоносители.
На этом фоне катастрофическая ситуация сложилась с поставками новых японских автомобилей, которые ранее были главной статьей экспорта страны в Россию, продолжал эксперт. В условиях санкций и нарушения транспортных потоков в мае в Россию не было отправлено ни одной новой машины, а в июне – всего одна. Перспектив изменения ситуации на этом направлении пока не имеется.
В то же время, отметил мой собеседник, очень успешно развиваются поставки подержанных японских автомобилей в Россию, чему способствует легкость их отправки во Владивосток и падение курса иены по отношению к доллару и евро. В июне туда ушло более 17 тыс. машин – это рекордный показатель за месяц за последние десять лет. В результате рухнувший в апреле до низшей точки японский экспорт в Россию в мае-июне стал оживать. Примерно 70 процентов его прироста обеспечили именно поставки подержанных автомобилей.
В импорте из России, сказал эксперт, в минувшие полгода были колебания с объемами закупки нефти, однако поставки сжиженного природного газа (СПГ) с проекта «Сахалин-2» осуществлялись без проблем. В то же время вокруг этого проекта сохраняется сложная ситуация в связи с решением Москвы изменить владельца компании. В то же время японские компании недавно уведомили, что они и впредь смогут получать оттуда СПГ на прежних условиях, в прежних объемах и по прежним ценам. В Японию оттуда идет чуть менее 9 процентов необходимого стране сжиженного природного газа.