Головнин из Токио

В торговых отношениях между Москвой и Токио складывается небывалая в истории ситуация – японский импорт из РФ невероятно разбухает в стоимостном выражении на фоне крайне высоких цен на энергоносители. А японский экспорт в Россию на глазах скукоживается из-за прекращения или серьезного сокращения поставок автомобилей и другой техники. В результате, по мнению экспертов в Токио, при сохранении таких тенденций к концу года в экономических отношениях двух стран сложится невероятный торговый дисбаланс с крупнейшим в истории дефицитом Японии по итогам операций с РФ.

Ну, несколько цифр. В январе-мае японский импорт из России подскочил в стоимостном выражении на 65,5 процента по сравнению с показателем того же периода в прошлом году. Он достиг суммы почти 8 миллиардов долларов.

Одновременно японский экспорт в РФ за этот же период рухнул более чем на треть. В частности, в марте-мае он сократился почти на 57 процента по сравнению с ситуацией год назад, а в апреле падал даже более чем на семьдесят процентов! В целом, поставки японских товаров в РФ за пять месяцев не дотянули и до 2,2 миллиарда долларов.

Такая ситуация – частично последствие санкций, которые очень затруднили банковские расчеты. Попутно возникла неразбериха и временами даже паралич транспортных перевозок. Очень остро встала проблема репутационных рисков, международного и общественного давления на японский бизнес.

Самый наглядный пример – автомобили. На продажи новых машин в прошлом году приходилась почти четверть японского экспорта в Россию, это его главный товар. Однако компании-производители на фоне санкций уже с марта стали свертывать эти поставки, и в мае они вышли в ноль. Это совершенно беспрецедентная ситуация для японского экспорта, и изменений в ней пока не предвидится.

В связи с остановкой в России японских предприятий по сборке автомобилей резко сократились также отправки деталей и узлов на эти заводы. На них ранее приходилась почти 12 процентов японского экспорта в РФ. В ноль ушли и поставки автопокрышек. С июля в связи с новым пакетом японских санкций прекратится отгрузка бульдозеров, экскаваторов и другой строительной техники, похожая ситуация и с электрооборудованием.

Но, как говорится, имеют место и оптимистические моменты — отправка подержанных японских машин на Владивосток продолжается, и после спада в мае в ней даже, как говорят, наметился некоторый рост.

На этом фоне, повторимся, с японскими закупками в России происходит совершенно обратная картина: с марта по май их объемы далеко превосходили показатели прошлого года. На нефть, сжиженный природный газ (СПГ) и уголь приходится более 60 процентов импорта страны из РФ. Физические объемы этих закупок имеют тенденцию к сокращению, однако в денежном выражении они сейчас невероятно разбухают из-за роста цен на энергоносители.

Кстати, правительство Японии в рамках единой позиции с другими членами «семерки» ранее приняло решение о поэтапном прекращении закупок нефти и угля в России. Однако пока на этом направлении о каких-либо конкретных шагах слышно не было.

Одновременно, как я уже сообщал здесь выше, японские власти настроены на сохранение нынешнего уровня поставок из России СПГ, которые заменить фактически нечем. Сейчас на этом направлении возникла неопределенность из-за решения Москвы переформатировать проект «Сахалин-2», откуда и идет в Японию весь объем сжиженного газа. В Токио очень надеются сохранить этого поставщика.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial