Во Владивостоке, на территории ВГУЭС, идёт реконструкция японского сада камней имени Ёсио Моримото, уникального не только для города, Дальнего Востока, но и отчасти для всей России. В прошлом году один из важных объектов туристической привлекательности приморской столицы отметил 20-летний юбилей, однако празднование круглой даты пришлось отложить. Вначале – из-за пандемии, затем – из-за сложной политической обстановки. Впрочем, торжество всё же обещают провести и приурочить его к юбилею университета: в конце августа ВГУЭС исполнится 55 лет. К этому времени планируют закончить и часть реконструкции.
«Подобного сада, выполненного в сухом стиле, нет больше нигде в России. Это чисто японский проект, он создан руками профессионалов. Двадцать лет назад к нам приехали ведущие руководители строительных компаний и создали этот сад. Спроектировал его профессор, эксперт в строительстве японских садов Синдзи Куго – он до сих пор является его куратором», – рассказал президент ВГУЭС и председатель Общества дружбы Владивосток — Тояма Геннадий Лазарев.
Прошлой осенью сад во Владивостоке выиграл в международном конкурсе, организованном МИД Японии, – его выбрали площадкой для проведения реконструкции. Проект масштабный, работы рассчитаны на три года. Поскольку сад построен по классической схеме – по нему студенты изучают традиционное ландшафтное искусство Японии – серьёзных изменений не планируется. Больше реконструкция коснётся замены старых, вышедших из строя объектов на новые, более прочные.
За работами следит секретарь Общества дружбы Владивосток — Тояма Владимир Янфа. Он говорит, что в саду нужно проводить лекции и туристические экскурсии. Последние и так сюда заглядывают, но, по словам Владимира, руководители групп часто фантазируют и придумывают свои истории про этот культурный объект.
«К сожалению, люди не знают истинного предназначения сада и правил пользования им. Это мы отметили в плане реконструкции. На территории должна появиться традиционная информационная доска, как во всех японских садах, даже прихрамовых, где есть схематичный план и описание: как и в каком направлении передвигаться по саду, на что обратить внимание», – объяснил Владимир Янфа.
По его словам, культурный и туристический объект в соответствии с проектом должен усовершенствоваться, а не просто поменяться. Его дополнят особые технологичные детали. Например, чашу Цукубаи – небольшой ритуальный бассейн – оборудуют автономной системой фильтрации и подачи воды. Так сад оживёт и обретёт своё звучание, люди смогут увидеть бассейн на том месте, где раньше затруднялись его вообразить.
«Пока что некоторые не могут представить на месте чаши поверхность озера. Они говорят: камни и камни. А тут реально вода бы появилась», – добавил Владимир Янфа.
В дальнейшем также планируют заменить фонарь для любования снегом – на новый, плоский и обширный. Другой фонарь, самый высокий в саду, необходимо выровнять, поскольку сейчас он наклонён. Проходящую по мосту дорожку хотят замкнуть в круговой цикл, чтобы можно было непрерывно ходить по камням и ступеням сада. Таким образом, по словам Владимира Янфы, здесь появится свой символ бесконечности. Также в планах установить на входе и на выходе ворота – это тоже символ, некая огранка сада: здесь есть начало и конец пути.
Всё остальное – общая реконструкция. В том числе, рабочие заменят часть треснувших камней, переложат песчаный пляж (сухама) – это планируют закончить к празднованию юбилея.
«Мы сделали поправки, исходя из сложной политической ситуации, и всё равно работы не прекращаем, хотя японские специалисты уже и не могут, делаем то, что нам по силам сейчас. Например, в России мы не можем изготовить фонарь и дополнительную плиту, но можем обновить камни на более надёжные», – рассказал Владимир Янфа.
Он добавил, что также идёт работа с живыми растениями, которые были пересажены в сад – речь идёт о клёнах, тисах и соснах. Планируется подсадить абрикосы и кустарники на переднюю часть гостевой дорожки. В целом же хранители культурной достопримечательности надеются, что в будущем к ним всё же смогут приехать японские специалисты, сад останется жить, будет и впредь молчаливо встречать гостей.
Отметим, как правило, сад камней представляет собой ровную площадку, большая часть которой засыпана песком или мелкой галькой. Главным же элементом являются, с обывательской точки зрения, хаотично расположенные камни. Однако на самом деле композиция подчиняется определённым правилам, соответствующим концепциям дзен-буддизма.