«Акадама» от Suntory

1 апреля 1907 года в осакском магазинчике «Котобукия сэйсютэн» 壽屋洋酒店 (возможный перевод: «Лавка долголетия. Магазин западного вина»), на базе которого вскоре была основана компания «Котобукия», с 1963 года известная во всём мире под названием «Suntory», начались продажи «Портвейна Акадама» 赤玉ポートワイン (яп. акадама потоваин) – креплёного сладкого вина, позиционировавшегося в качестве первого напитка подобного типа, разработанного специально с учётом вкусовых предпочтений японцев. «Акадама» выпускается до сих пор под несколько изменённым названием. Из-за того, что словом «портвейн» с начала 1970-х годов стало возможным обозначать исключительно продукцию, произведенную в определённом регионе Португалии, в 1973 году легендарный японский напиток получил название «Сладкое вино Акадама» 赤玉スイートワイン (яп. акадама суито ваин), что никак не сказалось на его популярности – узнаваемостью обладало не само слово «портвейн», а марка «Акадама», «Красный шар». К этому времени, помимо классического красного креплёного вина, «Suntory» расширили линейку продуктов под брендом «Акадама», запустив производство белого вина, а также ароматизированных вариантов с медовыми оттенками и даже ананасовым и апельсиновым привкусом.

Последний получил название «Пунш Акадама» 赤玉パンチ (яп. акадама панти) и преподносился потребителям в качестве напитка, предназначенного исключительно для женщин. В его рекламе была задействована прилипчивая песенка, которую напевали себе под нос даже японские школьники, построенная на одном из слоганов продукта: «Не поите им мужчин – «Пунш Акадама»» 男には飲ませるなあ赤玉パンチ (яп. отоко ни ва номасэру на акадама панти). В прочем, те же японские школьники с хулиганистой изобретательностью обыгрывали это провокационное заявление, заменяя «мужчин» на «женщин», буквально трактуя название бренда, а слово «пунш» (яп. панти) переделывая на созвучное ему в японском слово «трусы» (яп. панцу). В результате замены нескольких слогов получалась скабрезная песенка: «Не поите этим женщин – «Трусы Красные шары»».

Бренд «Акадама» был детищем Тории Синдзиро 鳥井信治郎, владельца «Котобукия», предпринимателя, активного с конца периода Мэйдзи по начало 60-х годов XX столетия, и одного из главных знатоков и ценителей европейского вина в Японии. Свою первую лавку, «Магазин Тории», он открыл, когда ему было около 20 лет, однако торговля шла неважно. Тории перепродавал европейское вино, которое отличалось высокой ценой и не привлекало своими вкусовыми качествами японцев. После того, как в 1906 году он закупил крупную партию испанского вина, которую ему так и не удалось реализовать, Тории задумался об адаптации напитка для японцев. Результатом стал «Портвейн Акадама», принёсший славу своему создателю и со временем получивший легендарный статус. Не последнюю роль в этом сыграло позиционирование напитка как «японского», а также рекламные кампании разной степени скандальности. О Стране восходящего солнца, безусловно, должно было напоминать слово «Красный шар», «Акадама». По словам самого Тории, солнце даёт людям возможность жить на земле, поэтому оно выступает в качестве символа жизненной энергии. Его красный цвет обыгрывался в красной густоте напитка, полюбившегося потребителям не только благодаря сладкому вкусу, но и внешнему виду, приятному для глаз. Вдобавок ко всему, «Портвейн Акадама» рекламировали при участии специалистов по медицине из Токийского императорского университета как продукт, укрепляющий здоровье, что также позволяло задействовать различные дополнительные смысловые оттенки солнечного спектра. К слову, «солнце» содержится и в современном названии компании «Suntory», представляющей собой стяжку из слов «Sun» и видоизменённого написания фамилии её основателя («Tory» вместо «Torii»).

Одного солнца на этикетке и сладкого вкуса креплёного вина было, однако, недостаточно, чтобы обеспечить на него стабильно высокий спрос. На момент начала продаж цена за одну бутылку «Портвейна Акадама» составляла порядка 38 – 40 сэн, что делало его если не совсем товаром элитного потребления, то весьма дорогостоящим продуктом – на эти же деньги можно было купить около 6 кг риса или напиться вусмерть сакэ в одной из бесчисленных осакских забегаловок. Тории, похоже, прекрасно это понимал и решил сделать ставку на подчёркнутую элитарность напитка. Ему приписывают следующее высказывание: «Нельзя продать то, что плохо сделано. Однако даже если что-то сделано хорошо, это всё равно не продать, если не дать об этом знать». Оно очень хорошо иллюстрирует отношение Тории и его компании к значимости рекламы. Надпись «Акадама» красовалась на накидках-хаппи уличных зазывал и даже на заколках и шпильках для волос осакских гейш, украшенных также красными бусинами. Рекламой «Портвейна Акадама» с конца периода Мэйдзи пестрили основные японские газеты, а к началу 20-х годов кампания по привлечению внимания к уже и так довольно известному напитку приняла неожиданный оборот. Сперва была выпущена странная реклама, в которой название продукта было написано чёрной краской прямо поверх газетного текста, что делало материал трудночитаемым, однако концентрировало внимание на главном – названии продукта. Читатели принялись массово заваливать редакции газет претензиями, решив, что кто-то баловства ради испортил их экземпляр, но на то и был расчёт.

Эпатаж публики компанией «Котобукия» на этом не закончился, что в итоге привело к появлению первых в Японии рекламных плакатов с изображением обнаженной натуры. В 1922 году Мацусима Эмико 松島栄美子, прима музыкально-театральной труппы «Акадама гакугэкидза» 赤玉楽劇座 , сформированной специально для рекламы напитка в разных уголках страны, поучаствовала в фотосессии, результаты которой приобрели известность далеко за пределами Японии. По первоначальной задумке на черно-белом изображении Мацусима, с красивой высокой прической и в элегантном кимоно, должна была держать в руке бокал подкрашенного красным портвейна. С каждым снимком, однако, одежды на певице оставалось всё меньше, и за два дня съёмок она оказалась перед фотографом в полностью обнаженном виде. На рекламном плакате её нагота прикрыта завесой дымки, однако плечи, руки и часть груди оголены настолько, что это вызывало у наблюдателей массу разных эмоций, от неловкости до возмущения. Первый японский плакат с обнаженной натурой получил первый приз на немецком конкурсе 1923 года, повысил узнаваемость «Акадама» и популярность Мацусима до небес, однако сама певица утверждала, что родственники не одобрили её образ, что привело к ухудшению отношений в семье. Что до продаж портвейна компании «Котобукия», то к 1925 году шесть из десяти японцев, покупавших вино, отдавали предпочтение «Акадама».

© Степан Родин

Источник

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial