Вот из ящика вышли…
Разве ваши лица могла я забыть?
Пора праздничных кукол
Бусон
Наверное, нет ни одного народа, ни одной культуры, в которой бы не уделяли определенное внимание игре и куклам, как одному из явных ее составляющих: они могут воплощать собой эстетические идеалы эпохи, могут выступать «связующей нитью» между миром людей и миром духов, могут способствовать социализации человека, в процессе игры с ними человек может усваивать этические поведенческие нормы и т.д.
В этом году мы решили сделать выставку кукол на тему одной из самых изысканных, но в тоже время и самой простой эпохи в истории Японии – эпохи Хэйан. Несколько мастеров-кукольников не раз посещало наши встречи, участвовало в мастер-классах и имело представление о своеобразии японской культуры раннего средневековья. Именно им принадлежала идея создания тематической выставки творческой куклы, в которой бы нашли воплощение мифологические представления, быт жителей старой столицы, которая бы в художественных образах передала дух японской поэзии и прозы того времени. К тому же в этом году исполнилось 1005 лет со дня смерти великой Мурасаки Сикибу, автора первого романа в истории мировой литературы, «Гэндзи-моногатари».
Чтобы наши мастера как можно точнее смогли воссоздать в своих работах атмосферу Хэйан-кё — «Столицы мира и спокойствия», главного города Японии того времени, чтобы их куклы стали подлинным воплощением утонченности и изысканности, в течение нескольких месяцев мы рассказывали о периоде Хэйан — его культуре и обычаях, эстетических принципах, величайших поэтах и писателях, музыке и ритуалах, и о многом-многом другом.
К участию в выставочном проекте было приглашено 15 мастеров из города и области. И в результате долгой работы «родилась» выставка, которая надолго, надеемся, запомнилась каждому, посетившему ее.
В зале художественного музея гостей выставки встречали прекрасные придворные дамы, талантливые поэтессы и писательницы Мурасаки Сикибу и Идзуми Сикибу (автор работ Татьяна Соловьева, смешанная техника):
За ними все могли познакомиться с художественным воплощением самой прекрасной и утонченной поэтессой Оно-но Комати (автор работы Надежда Нечеухина, папье-маше):
За ними на стене расположились панно в технике боро – каждое из них было сопровождено танка из «Гэндзи-моногатари», автор работ Надежда Шушарина:
Авторов кукол интересовали не только изысканные красавицы Хэйан-кё, сумевшие воплотить на страницах своих произведений свои чувства и мысли, но и жизнь простого люда, обеспечивающего в то время беззаботное существование столичной аристократии. Людмила Поленцева создала образы двух детей, занятых домашними делами (смешанная техника):
А Татьяна Бондарчук – образ маленьких девочек-служанок, забавляющихся игрой в снежки (текстильная кукла):
На выставке были представлены куклы, выполненные в технике холодного валяния. Татьяна Слабодина, вдохновленная художественным фильмом «Оммёдзи», создала образы его главных героев, а также милую «японскую Золушку» Отикубо – героиню повести «Отикубо-моногатари», занятую игрой на кото:
Мастер Людмила Поленцева также подготовила для выставки несколько работ, посвященных героям японской мифологии – «Сусаноо», «Кицунэ» и «Кошку-оборотня», выполненных в смешанной технике. Полный силы неукротимый Бог Ветра; изящная красавица, прячущая под одеждой свой лисий хвост; обольстительная кошка в ярком кимоно – все они герои легенд передающихся из уст в уста с далекой древности:
Светлана Михаленкова – автор самой большой куклы выставки, Футакути-онна (чулочная кукла):
Кукол дополнили композиции из природных материалов Галины Бриллиантовой:
Как потом признались сотрудники художественного музея, выставка кукол «Хэйан. Изысканность и простота» стала самой посещаемой за этот год.
Победители и участники выставки были награждены каталогами, буклетами, открытками. Особыми призами от специализированных магазинов были удостоены победители выставки-конкурса Надежда Нечеухина и Татьяна Слабодина.
Сейчас работы мастеров-кукольников представлены на выставке в Челябинске – коллеги отмечают, что и там они вызывают большой интерес у посетителей.
Куклы, которые были представлены на выставке-конкурсе, заставили мастеров обратиться к новой теме, до этого неизвестной большинству из них; по-новому взглянуть на возможности материала – текстиля, дерева, бумаги, шерсти; попытаться создать художественно-выразительными средствами образы мифологических и литературных героев, а также образы живших когда-то писателей и поэтов.
Тема Японии так заинтересовала авторов кукол, что они решили посвятить ей следующую выставку. Она будет рассказывать ее посетителям о японском театре.