Накагава считает, что сейчас нет фильмов, на которые не повлияло бы творчество советского режиссера, однако существуют различные градации этого воздействия
Советский режиссер Сергей Эйзенштейн смог раздвинуть рамки кинематографа, и сейчас нет ни одного фильма, на который он бы не повлиял. Такое мнение выразил в интервью ТАСС молодой японский режиссер Рютаро Накагава, чья картина «Апрельский сон длиной в три года» получила престижный приз Международной федерации кинокритиков FIPRESCI на 39-м Московском Международном кинофестивале.
«Эйзенштейн был выдающимся деятелем, который раздвинул рамки кинематографа. К примеру, если до него было принято, что кадры с одного ракурса составляли одну сцену, то Эйзенштейн стал составлять одну сцену за счет комбинации отличающихся кадров, что было прорывным изобретением», — сказал режиссер, который, по его признанию, во время поездки в Москву осуществил свою мечту и посетил могилу великого кинематографиста. «Такой подход, получивший название «монтаж Эйзенштейна», стоит в одном ряду с техникой крупного плана, которую применял американский режиссер Дэвид Уорк Гриффит, и сейчас это своего рода два полюса, которые характеризуют кинематограф как искусство. В этом смысле также можно сказать, что, снимая, он создал основу для кинематографа», — добавил японский режиссер.
Влияние на японскую культуру
Накагава считает, что сейчас нет фильмов, на которые не повлияло бы творчество Эйзенштейна, однако существуют различные градации этого воздействия. «Для Японии Россия — это соседняя страна, и поэтому влияние деятелей культуры было всегда: и до, и после Второй мировой войны. Мне кажется, что на создание сцены боя на лестнице замка в фильме «Трое негодяев в скрытой крепости» Акиры Куросавы повлияла сцена [расстрела] на лестнице в Одессе в фильме Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Во время его просмотра я мог почувствовать динамику картины за счет съемки большого количества людей с помощью рамок для камеры, передающих объемный задний план, а также то, что весь талант Эйзенштейна не заканчивается на том, что он изобрел монтаж», — признался режиссер.
По его мнению, «очарование фильмов Эйзенштейна в том, что монтаж можно увидеть в изначальном состоянии, без прикрас, поскольку режиссер является родоначальником такого метода, при котором в новой комбинации различных элементов рождаются новые смыслы». «Когда я смотрел «Октябрь», я был просто поражен мыслью, насколько прорывной и революционной для того времени была техника монтажа, которая сейчас считается избитой», — отметил Накагава.
«Я помню, как почувствовал, что использование такого вида монтажа просто неизбежно при одновременной демонстрации абсолютной силы и силы, ей противостоящей. Когда я своими глазами видел такие блестяще снятые кадры, как смеющаяся буржуазия, белая лошадь, свисающая с разводного моста, я почувствовал, что кино — это больше, чем просто соединение смыслов, это искусство великолепной передачи происходящего на экране», — поделился режиссер своими впечатлениями.
120 лет назад родился Сергей Эйзенштейн (1898-1948), советский режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Поставил фильмы «Броненосец «Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» и др. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1946).
Алексей Заврачаев
Источник: ТАСС, 22 января 2018, 9:36