Ёсихидэ Суга теряет популярность на фоне протестов против Олимпиады и скандала вокруг Курил
Олимпийские игры в Токио, на две недели поставившие Японию в центр мировых новостей, не стали триумфом для их главного архитектора — премьер-министра страны Ёсихидэ Суги. Согласно последнему опросу Nikkei / TV Tokyo, завершающийся июль принес рекордное падение его рейтинга, достигшего низшей точки с сентября прошлого года, когда ветеран японской политики был вынужден сменить своего политического ментора Синдзо Абэ на посту премьера. Главным ударом по позициям Ёсихидэ Суги стала непопулярность Олимпиады, сопровождающейся рекордным ростом числа заболеваемости коронавирусом.
Опрос Nikkei / TV Tokyo стал первым замером общественного мнения, проведенным уже после церемонии открытия Олимпийских игр, на которой присутствовали император Японии Нарухито, первая леди США Джилл Байден, президент Франции Эмманюэль Макрон, председатель Международного олимпийского комитета Томас Бах и гендиректор ВОЗ Тедрос Адханом Гебрейесус.
Данные опроса Nikkei / TV Tokyo показали: десант высокопоставленных гостей Олимпиады, в который вошли лидеры около 15 государств и международных организаций, нисколько не добавил лидерства главному герою мирового праздника спорта — премьер-министру Японии Ёсихидэ Суге.
Изначально Олимпиада должна была состояться год назад, когда у руля в Японии был премьер-министр Синдзо Абэ. Его политический преемник Ёсихидэ Суга, возглавивший правительство 14 сентября прошлого года, сумел довести задуманное до конца. Стартовавшая 23 июля Олимпиада доказывает: международный праздник спорта можно провести даже без армии болельщиков при любой коронавирусной погоде.
Однако начало Игр не только не привело к взлету рейтинга Ёсихидэ Суги, но и, напротив, потащило его вниз.
По сравнению с июнем популярность японского премьера в июле снизилась сразу на девять пунктов и достигла 34% — самого низкого показателя с сентября прошлого года, когда Ёсихидэ Суга сменил на посту премьера Синдзо Абэ.
Через десять месяцев после его вступления в должность 53% японцев называют причиной своего негативного отношения к действующему премьеру «отсутствие лидерства», при этом 35% указывают на «плохое управление правительством и партией». Кроме того, около 65% респондентов считают, что вакцинация против COVID-19 «проходит негладко».
Вопрос об отношении японцев к Олимпиаде в исследовании Nikkei / TV Tokyo не фигурировал, однако общественная реакция остается преимущественно негативной.
По иронии судьбы именно накануне открытия Игр заболеваемость COVID-19 в Токио взлетела до максимального показателя за последние шесть месяцев. А во вторник было объявлено, что в столице установлен очередной рекорд по числу заболевших — 2848 человек за сутки. В целом по стране впервые с 8 января суточный прирост числа новых инфицированных превысил отметку 7 тыс. человек. «Мы намерены работать с высокой тщательностью для недопущения распространения инфекции»,— заявил в этой связи во вторник премьер Суга, также попросив сограждан «не выходить из дома без крайней необходимости, а Олимпийские и Паралимпийские игры смотреть по телевизору». При этом он категорически исключил возможность остановки соревнований, добавив, что в этом нет смысла, так как обусловленные Играми «людские потоки снижаются».
Хотя японские эксперты призывают не связывать последнюю вспышку заболеваемости с Олимпийскими играми, участники коллективных и индивидуальных протестов в Японии убеждены, что во всем виноваты ненавистная им Олимпиада и премьер Суга.
В свою очередь, несмотря на неутешительные для него данные соцопроса, Ёсихидэ Суга продолжает бороться за то, чтобы добиться перелома в общественных настроениях, устранив главные раздражители.
Так, в конце прошлой недели японский премьер встретился в Токио с гендиректором компании Pfizer Альбертом Бурлой, призвав его перенести поставки 20 млн доз противовирусной вакцины с октября на более ранний срок. Япония заключила контракт с Pfizer на получение 100 млн доз вакцины к июню, еще 70 млн должны быть отправлены в период с июля по сентябрь, а еще 20 млн — в октябре. Вакцины по-прежнему не хватает, в связи с чем в ряде префектур власти вынуждены были приостановить прививочную кампанию.
Свидетельством того, что первые месяцы правления премьера Суги не были полным фиаско, стали последние новости о состоянии японской экономики, которая восстанавливается после шока на мировых рынках, вызванного пандемией COVID-19. Объем японского экспорта в июне вырос на целых 48,6% по сравнению с июнем прошлого года, когда премьером был Синдзо Абэ, импорт повысился на 32,7%. В целом профицит торгового баланса в июне составил ¥383,18 млрд ($3,48 млрд) по сравнению с дефицитом в размере ¥290,95 млрд ($2,64 млрд) за тот же месяц прошлого года.
Однако уверенные макроэкономические показатели, как и реализация проекта проведения Олимпиады, которая все-таки состоялась, пока не стали для требовательного к своим политикам японского общества достаточными аргументами в пользу того, чтобы признать Ёсихидэ Сугу популярным национальным лидером.
Еще одним ударом по амбициям господина Суги потенциально может стать скандал в отношениях с Москвой, возникший в связи с поездкой российского премьера Михаила Мишустина на Южные Курилы.
Напомним, что сразу после вступления в должность в своей программной речи преемник Синдзо Абэ пообещал добиваться подписания мирного договора с Москвой, частью которого, как считает японская сторона, должно стать признание суверенитета Токио над так называемыми северными территориями.
Однако «уникальные и беспрецедентные» предложения по вовлечению Японии в экономическую деятельность Курильских островов, которые анонсировал на прошлой неделе российский президент Владимир Путин, явно не вызвали в Токио всплеска энтузиазма. Зато новую войну слов вызвала поездка Михаила Мишустина на остров Итуруп, куда он как раз приехал с новыми предложениями по привлечению инвесторов в местную экономику (см. “Ъ” от 27 июля).
В Токио поездку господина Мишустина расценили как подтверждение отказа Москвы рассматривать территориальный вопрос в качестве предмета будущего мирного договора, подводящего черту под итогами Второй мировой войны.
Как заявил в понедельник генсек кабинета министров Японии Кацунобу Като, поездка российского премьера «противоречит последовательной позиции правительства Японии по «северным территориям» и вызывает крайнее сожаление».
Однако посол РФ в Токио Михаил Галузин, вызванный в японский МИД, сообщил, что Россия не принимает протест со стороны Токио. В свою очередь, заместитель главы МИД РФ Игорь Моргулов на встрече с послом Японии в Москве Тоёхисой Кодзуки призвал Токио «не скатываться к деструктивной линии в двусторонних отношениях и вернуться к выполнению ранее достигнутых договоренностей лидеров о выведении российско-японских связей на качественно новый уровень».
Сергей Строкань