Нэцкэ — это прелестные резные фигурки, которые часто подвешивают к поясам-оби, однако они служат не только для украшения, у нэцкэ весьма существенное практическое назначение. В традиционном японском костюме не предусмотрены карманы, и для того, чтобы перенести какую-то вещицу, людям приходилось класть ее в длинный рукав кимоно или засовывать за пояс-оби. Для предметов покрупнее более подходил пояс-оби, однако при движении вещица могла выскользнуть и потеряться. Вот тут и возникла необходимость в нэцкэ.
«Нэцкэ» буквально переводится как «прикрепленный корень». То есть нэцкэ представляет собой своеобразный «якорь», привязанный к шнурку. На другой конец шнурка крепилась табакерка или коробочка с лекарством (инро). Затем предмет засовывали за пояс, оставляя снаружи часть шнурка с брелком-нэцкэ, который свешивался из-за края оби. Таким образом, даже если бы предмет выпал из-за пояса, он уже не мог потеряться, ибо брелок-нэцкэ прочно удерживал его на шнурке.
По-видимому, в обиход нэцкэ вошли в XVII веке,- примерно в начале эпохи Токугава. Изначально нэцкэ были весьма незатейливы — просто бусины или грузики. Однако в те времена роскошь в одежде была под строгим запретом, поэтому именно нэцкэ стали постепенно превращаться в произведения искусства. Возможно, тут также сыграла роль приверженность японцев ко всему миниатюрному.
Считается, что нэцкэ в основном вырезали из слоновой кости, однако были и другие материалы – нэцкэ делали из зубов, рогов или бивней других животных, а также из камней, дерева, раковин и даже орехов и стручков. Иногда нэцкэ являли собой целую композицию из различных материалов, например из черного дерева вырезалось тело божества, а из слоновой кости — его лик.
Ранние нэцкэ не считались объектами искусства и изготавливались ремесленниками под заказ. На них не стоит подпись мастера и дата изготовления. На изготовление сложных композиций могли уходить годы…
С развитием искусства изготовления нэцкэ появились подлинные художники, мастера, которые «подписывали» свое творение, вырезая специальный знак на фигурке, но это также не было характерным явлением для эпохи Токугава. Так что возраст нэцкэ обычно определяется их стилем, а уникальность зависит от темы, выбранной резчиком, а также качества самой вещицы — включая то, насколько удобно ложится она в ладонь.
Темы фигурок-нэцкэ чрезвычайно многообразны… Боги, мифические и реальные существа, герои легенд, литературные персонажи… Однако часто мастер брал для сюжета и сцены из повседневной жизни — рыбак раскидывает сеть, ремесленник плетет сандалии, самурай охотится на дикого вепря. Иногда фигурка-нэцкэ подразумевала каламбур (каламбуры были очень популярны в Японии) или служила неким символом — например, лягушка была символом благополучного возвращения из путешествия.
Существуют даже эротические нэцкэ, часто на первый взгляд они ничем не примечательны, но достаточно повернуть его под другим ракурсом, — и обнаружится нечто не совсем приличное. Такие нэцкэ представляют особый жанр (сюнга), и некоторые коллекционеры охотятся исключительно за ними.
Поскольку изготовление нэцкэ стало искусством, их продолжают делать уже современные художники и ремесленники. Поскольку цены на ручную работу постоянно растут, то современная вещица может стоить дороже, чем редкая антикварная вещь. Цены на нэцкэ колеблются от 10 тыс. иен до нескольких миллионов иен.
При таких ценах, возможно, разумнее быть просто зрителем, ценителем нэцкэ — во всяком случае следует десять раз подумать, прежде чем сделаться коллекционером. Есть ряд мест, где можно полюбоваться коллекциями нэцкэ.
Музей Kyoto Seishu Netsuke, расположенный в частном особняке начала XIX века, представляет уникальную коллекцию нэцкэ, которая еще больше выигрывает от окружающей изысканной роскоши. В коллекции более 4000 экспонатов, в экспозиции же выставлено обычно лишь 400-450 фигурок, однако состав экспозиции обновляется каждый квартал. В одном из залов музея располагается «сезонная» экспозиция, которая меняется каждый месяц. Все это привлекает бесчисленное количество туристов, приезжающих в Киото.
В коллекции музея есть как антикварные, так и современные фигурки. Названия произведений представлены на английском. На современных экспонатах стоят имена авторов, иные здравствуют и поныне.
Хотя некоторые люди с недовольством отмечают, что «нэцкэ вырезались именно для того, чтобы люди могли подержать их в руках», по понятным резонам музей хранит свои экспонаты за стеклом. Некоторые фигурки помещены на вращающихся дисках — так, чтобы их можно было рассмотреть со всех сторон. Для других предусмотрены увеличительные лупы — или зеркала, позволяющие получить более полный обзор.
На кухне особняка постоянно крутится видео, показывающего мастера за работой, это дает посетителям представление о процессе резьбы нэцкэ. Там также представлены коллекция разнообразных резцов. Очень впечатляющее зрелище.
Адрес: 46-1 Mibukayougosho-cho Nakagyo-ku Kyoto
Доступ: 10 минут ходьбы от станции метро Omiya
Часы работы: от 10 до 5 часов. С понедельника по субботу (открыт по понедельникам, которые являются государственными праздниками и закрыты на следующий день вместо этого, закрыты в новогодний период)
Прием: 1000 йен (взрослые); 500 йен (ученики средней школы и ниже)
Веб-сайт: netsukekan.jp/en/
В Токио есть место, где нэцкэ можно не только рассмотреть, но и потрогать — это галерея Sagemonoya, близ национального парка Синдзюку гёэн. Sagemonoya, по словам владельца Роберта Флэйшеля, это галерея (магазин), где представлено «все, что связано с оби». Там предлагают не только нэцкэ, но и различные предметы и украшения, традиционно крепившиеся к оби. Большинство экспонатов – старинные.
Нэцкэ хранятся в специальных разделенных ящичках-подносах, это традиционный способ их хранения. Дружелюбные и внимательные продавцы извлекут фигурку для посетителя, дабы тот мог внимательно изучить экспонат, и всегда рады дать подробные объяснения об истории фигурки и значения ее символики.
В галерее также размещается Международное Общество нэцкэ, что делает Sagemonoya своеобразным центром распространения знаний об этом виде искусства. Общество издает каталоги нэцкэ и сагэмоно (бук. «висящие предметы»), обычно тематические, каждые два года, предоставляя новую информацию и исследования о данном виде искусства коллекционерам и любителям. Каталоги и другие издания собраны в небольшую библиотеку, размещенную в углу галереи, и посетители тоже могут полистать интересующие их книги.
Адрес: Palais Eternel 704, 4-28-20 Yotsuya, Shinjuku-ku, Tokyo
Доступ: 5 минут ходьбы от станций метро Shinjuku Gyoen-mae или Yotsuya san-chome
Часы работы: 1:30 вечера. до 6 часов вечера. Среда по субботу (или по предварительной записи)
Веб-сайт: netsuke.com
И еще – это также в Токио, до 28 января 2018 года: в Токийском национальном музее будет выставлена коллекция нэцкэ принца Такамадо. Она состоит в основном из современных нэцкэ и считается одной из лучших коллекций такого рода. Коллекция была подарена музею после безвременной кончины принца в 2002 году. Данная коллекция выставляется музеем лишь раз в несколько лет, поэтому лучше не упустить такую редкую возможность.
Доступ: 10 минут ходьбы от станций Ueno или Uguisudani JR
Часы работы: с 9:30 до 25:00. Со вторника по воскресенье
Прием: JPY620 (взрослые); JPY410 (студенты университетов); бесплатно для пожилых людей (более 70 лет) и учащихся в средней школе или ниже
Веб-сайт: tnm.jp
И, в завершение, совет для покупателей нэцкэ. Найти антикварные фигурки все труднее и труднее, и даже если они имеются в наличии в антикварной лавке, вряд ли хозяин выставит их на всеобщее обозрение. Поэтому обязательно поинтересуйтесь, есть ли в магазине какие-либо нэцкэ и можно ли на них взглянуть. Кроме антикварных лавок, нэцкэ можно обнаружить также в ювелирных салонах, особенно если они специализируются на изделиях из слоновой кости.
Vicki L Beyer, постоянный автор журнала Japan Today — писатель и путешественник, автор блогов о путешествиях по Японии. Посетите ее блог на jigsaw-japan.com
Источник: Japan Today, Nov. 24 06:00 am JST