Нынешний год должен был вывести отношения России и Японии на новый уровень. Ставка делалась на межрегиональные и побратимские обмены. В поле «зрения» попадали самые разные области и сферы экономики. И хотя весь план теперь сместился и будет откорректирован из-за коронавируса, но это не повод сидеть сложа руки.
Планировалось, что старт Года межрегиональных и побратимских обменов между Россией и Японией будет дан в Хакодатэ (преф. Хоккайдо, Япония) 16 мая. Но в начале апреля МИД Японии и Минэкономразвития России сообщили о переносе церемонии открытия.
Напомним, что с конца 2017 и до марта 2019 шел перекрёстный Год России и Японии. Масса мероприятий позволил жителям двух стран лучше узнать и понять другу друга. Но отношения строятся не только в глобальном масштабе, но и на личностном уровне, через понимание культуры, традиций, каждодневных дел, общения. Своими размышлениями по этому поводу с корр. РИА SM-News поделилась Юлия Стоногина — японовед и бизнес-культуролог, живущая и работающая в Токио.
Можно утверждать, что отношения между Россией и Японией – это не только глобальные проекты, но и те небольшие планы и мероприятия между регионами, которые тоже являются неким цементирующим составом?
Да, конечно. В целом в последнее время японо-российский деловой обмен действительно переместился в регионы – так, именно на региональном уровне реализуются и программы диагностики производительности российских предприятий, и сотрудничество в сфере медицины. Это касается, в том числе, крупных двусторонних мероприятий, таких, как ВЭФ (Владивосток) или Иннопром (Екатеринбург). Даже в отношении не слишком любимой японцами идеи сотрудничества на Дальнем Востоке наметились позитивные сдвиги.
Любопытно, что и модная тема «трансфера технологий» тоже получает главное практическое осуществление на уровне прямых контактов региональных предприятий России и Японии между собой. Я знаю несколько таких примеров, включая создание СП Екатеринбург-Кита Кюсю, сотрудничество предприятия по производству оборудования для слабослышащих из Московской области с одним из японских производителей и так далее.
Поддержка региональных обменов может дать шанс большему числу российских предприятий найти своего партнера в Японии.
Но ведь сейчас пандемия, и уже официально объявили о переносе торжественной церемонии открытия. Как быть?
Философски рассуждая, межрегиональные обмены – это один из самых неудачных для времен пандемии форматов, один из тех «глобальных» форматов сотрудничества, благодаря которым происходит передвижение людей, товаров, идей и вирусов. Очевидно, что передвижение людей и товаров на время закрыть необходимо, но стоит ли отказываться от обмена идеями и от образовательных программ? Напротив, их можно сделать более интенсивными в виртуальных форматах.
К сожалению, российские региональные власти, судя по всему, просто отменяют мероприятия. Так, в частности, поступило распоряжение об отмене губернатором Морозовым значимого двустороннего мероприятия – фестиваля «Японская Весна на Волге». Вот что заслуживает сожаления: когда мероприятия не переформатируют, а отменяют вовсе. Отменяя мероприятие или перенося его на неопределенный срок, власти или организаторы словно надеются управлять никому пока не ведомым течением эпидемии: «Вот скоро закончится, тогда и проведем». В текущих условиях стоило бы идти за ситуацией, переводя японо-российские межрегиональные обмены на онлайн-платформы. Если этого не делать, для людей, занятых в региональном бизнесе, наступит полный вакуум, выползать из которого будет гораздо труднее.
В то же время понятно, что развитие таких новых двусторонних форматов сталкивается и с необходимостью их согласования на межгосударственном уровне, и с отсутствием (пока) технических решений для их осуществления.
Региональные отношения – это не только выставки, творческие выступления и обмены в сфере образования. Это еще масса проектов от малого и среднего бизнеса в экономике. Но сегодня уже открыто говорят, что во время пандемии это – самая уязвимая часть экономического сектора.
Креативные индустрии, на которые до пандемии возлагались серьезные экономические надежды, сегодня сталкиваются с трудностями на грани жизни и смерти. Самый большой удар приняли на себя те креативные бизнесы, которые были сильнее ориентированы на внешний спрос – например, туристический. Неважно, идет речь о внутренних турпотоках или о международных. Тот минимум, который стал понятен о креативных бизнесах в текущих условиях: они должны, в первую очередь, иметь основного потребителя из местных, локального потребителя в шаговой, что называется, доступности. Разговоры про экспортный потенциал креативных индустрий несостоятельны, если они не пользуются достаточным спросом на домашнем уровне. То же касается и креативных сервисов: в ближайшие полгода, как минимум, люди будут удовлетворены, имея только насущное и необходимое для выживания. Креативные сервисы (будь то экспериментальная мода или художественная стрижка собак) снова получат спрос только по пришествии стабильности. Но и тогда переоценка важного и неважного может быть гораздо серьезнее, чем мы сейчас предполагаем. Ближайшие полгода могут стать убийственными для этого сектора экономики.
Очень часто слышим, что всякие новшества появляются из-за лени, что кризисная ситуация заставляет вертеться, что-то придумывать…
Я всегда утверждаю (пусть это и звучит пугающе), что главный драйвер креатива – отчаяние. Новые решения возникают там, где нет места старым схемам и прежнему образу жизни. Так, наиболее гибко на различные вызовы корона-кризиса откликнулись в Японии именно креативные ремесла: от создания тематических масок до изготовления нагрудных пояснительных значков, например «У меня сезонная аллергия». В условиях нервозности от каждого чихающего или кашляющего по соседству человека такие, казалось бы, примитивные решения помогают снизить социальное напряжение.
В Японии государство заявляет о поддержке малых и средних предприятий как «наиболее приоритетной задаче». Уже с начала марта местные администрации начали предоставлять им средства в особом порядке.
Напомним, договоренность о проведении Года российско-японских межрегиональных и побратимских обменов была достигнута в июне 2019 года по итогам встречи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, которая проходила в Осаке . Российский лидер отметил, что Год межрегиональных обменов позволит придать новое качество многоплановому сотрудничеству между российскими регионами и префектурами Японии, и это будет способствовать укреплению дружбы и сотрудничества двух стран.