Ответы Министерства иностранных дел Российской Федерации на вопросы СМИ, полученные к пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2019 году
<…>
Вопрос: Российско-японские отношения в 2019 году. Перспективы заключения мирного договора.
Ответ: В 2019 г. сохранялась позитивная динамика в отношениях с Японией. Темп и направление их продвижения задавали двусторонние встречи на высшем уровне в январе в Москве, в июне «на полях» саммита «Группы двадцати» в Осаке и в сентябре в ходе Восточного экономического форума во Владивостоке.
Поддерживались интенсивные контакты по линии руководства советов безопасности двух стран, между министрами иностранных дел, в формате «два плюс два» с участием глав МИД и Минобороны, в рамках стратегического диалога на уровне первых заместителей министров иностранных дел, диалога по стратегической стабильности и других межмидовских консультаций.
Расширялись связи по линии оборонных и правоохранительных ведомств. В ноябре состоялась первая за 18 лет поездка главнокомандующего ВМФ России в Японию. В конце ноября были проведены консультации по выполнению межправительственного Соглашения о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним от 1993 г. Начато практическое взаимодействие по линии антикоррупционных структур.
Поступательно развивались межпарламентские и межпартийные обмены. В октябре в Токио в церемонии интронизации Императора Японии приняла участие делегация Совета Федерации во главе с заместителем Председателя И.М.-С.Умахановым. В сентябре-ноябре прошла серия встреч на уровне руководства Федерального Собрания Российской Федерации и Парламента Японии, а также в рамках действующих консультативных механизмов и координационных групп.
После девятилетнего перерыва возобновил работу Совет губернаторов России и Японии (май, Москва).
Особое внимание уделялось наращиванию торгово-экономической кооперации. Велась работа по российским приоритетным проектам и японскому «Плану сотрудничества по восьми направлениям» с использованием действующих механизмов экономического диалога. Среди значимых достижений ушедшего года – подключение крупнейших японских корпораций к проекту «Арктик СПГ-2», договоренности о строительстве завода по производству метанола в Волгограде, соглашения о создании российско-японского центра превентивной медицины и диагностики в Хабаровске и первого в России клинического центра онкотерапии тяжелыми ионами в Обнинске.
Вместе с тем актуальным остается обеспечение восстановительного роста взаимного товарооборота – в 2019 г. вновь наблюдалась понижательная тенденция в двусторонней торговле: в январе-октябре ее объем сократился на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. и составил 17,16 млрд долл. США.
Рассчитываем, что продвинуться в решении поставленной лидерами двух стран задачи всестороннего развития связей и придания им нового качества позволят в том числе итоги 15-го заседания Российско-Японской Межправкомиссии по торгово-экономическим вопросам (декабрь, Москва).
Расширялись гуманитарные обмены. В 2019 г. завершен беспрецедентный в истории наших связей межгосударственный проект – «перекрестный» год России и Японии, который охватил около 700 мероприятий с обеих сторон по широкому спектру областей сотрудничества, включая экономику, культуру, науку, образование, обмены между оборонными ведомствами. Практика российско-японских «перекрестных» годов будет продолжена – 2020-2021 гг. объявлены годами межрегиональных и побратимских обменов.
В соответствии с договоренностью на высшем уровне об ускорении переговоров по проблеме мирного договора на основе Совместной декларации 1956 г. (Сингапур, ноябрь 2018 г.) состоялось три раунда диалога на уровне министров иностранных дел (Москва, 14 января и 10 мая; Мюнхен, 16 февраля) и профильные консультации заместителей министров иностранных дел (Москва, 21 марта).
Переговоры показали сохранение существенных расхождений в позициях сторон. В таких условиях не видим альтернативы длительной кропотливой работе по выведению российско-японских отношений на качественно новый уровень, который позволил бы вести эффективный поиск взаимоприемлемых развязок по чувствительным двусторонним вопросам.
Принципиальная позиция нашей страны по проблеме мирного договора последовательна и неизменна: решение должно быть основано на признании Токио итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая неоспоримый суверенитет Российской Федерации над южными Курильскими островами. Одновременно необходимо всесторонне развивать практическое сотрудничество, вырабатывать меры доверия в военно-политической сфере, сближать позиции в международных делах.
Особое внимание в этом плане уделялось налаживанию совместной хозяйственной деятельности с Японией на южных Курильских островах по пяти утвержденным лидерами направлениям – аквакультуре, тепличным хозяйствам, ветроэнергетике, туризму и обращению с отходами. Реализован ряд пилотных проектов, включая тестовую турпоездку японских граждан на острова Итуруп и Кунашир. Считаем важным продолжить поиск действительно взаимовыгодных схем кооперации, которая отвечала бы коммерческим интересам компаний-участниц, задачам социально-экономического развития соседних регионов двух стран и, в конечном счете, внесла бы реальный вклад в укрепление доверия и добрососедства между народами России и Японии.
<…>