17-й Международный кинофестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» прошел в г. Владивостоке с 13 по 19 сентября 2019 г. под своим неизменным лозунгом «Кино для всех. Кино для каждого!». Прав был вождь мирового пролетариата В.И. Ленин, но вряд ли он представлял, насколько его слова откликнутся в современности: кино действительно стало «важнейшим из искусств». Мы удаляемся друг от друга в гаджеты. Если раньше найти новых собеседников было очень сложно, то теперь еще сложнее – соцсети раскрывают человека еще до тех пор, пока ты даже не начал есть с ним пуд соли. И только кино становится пространством, в котором и благодаря которому мы находим единомышленников, виртуально (а если повезет и «в реале») дискутируем друг с другом, находим общие точки, вместе переживаем что-то, что нас одинаково трогает. Кино стало расширенным месседжем, высказыванием. Время Богов кино уходит в прошлое, время Героев еще пока держится, но наступает время кино-высказываний Каждого о том, что его волнует более всего.
На пути к доверию
На «Меридианах» всегда находится место для незаурядного документального кино. Порой грань между документальным и художественным не столь резка. Организаторы кинофестиваля продемонстрировали в рамках спецпоказаа документальный фильм «На пути к доверию: русские в Японии», режиссер М. Киреева. Картина создана при поддержке и по инициативе Международного Фонда Шодиева. Это второй фильм режиссера, предыдущий назывался «Многоликая Япония», его можно посмотреть на телеканале «Культура».
Фильм публике представили Накамура Коитиро, генеральный консул Японии в г. Владивостоке, и Ольга Монахова, директор Международного фонда Шодиева в России и продюсер фильма: «Перекрестный год России и Японии стал для нашего фонда по-настоящему интересным. Мы привезли в Россию традиционный японский театр Кабуки, спектакли которого посетили свыше 10 тыс. человек, провели уже полюбившийся россиянами фестиваль современной японской культуры J-FEST в Москве и аналогичный фестиваль русской культуры в Японии. Заключительным проектом этого года стал фильм, который вы сегодня увидите. Эта картина рассказывает о людях, которые внесли свой вклад в укрепление российско-японских отношений. Почему мы назвали его «на пути к доверию»? Потому что мы считаем, что доверие — это основа дружеских отношений, а Япония – наш ближайший сосед, с которым нужно дружить».
Сценарий к фильму написал российский дипломат, известный японист, бывший чрезвычайный и полномочный посол России в Японии (1999-2006) Александр Панов. По его словам, между Россией и Японией сегодня нет тех противоречий, которые две страны не могли бы преодолеть, чтобы построить дружеские отношения: «Я занимаюсь Японией более 50 лет. Глубоко убежден, что у нас вообще нет с японцами таких противоречий, которые в современную эпоху мы не могли бы преодолеть, чтобы жить мирно, дружно. У нас нет понимания, что японцы нам не угроза, не какие-то самураи, которые стремятся с мечом отнять наши территории».
Этот фильм был бы совершенно уместен на Восточном экономическом форуме: деловая подача материала, тщательно выдержанная хронологичность и логика повествования, выверенный текст делают фильм незаменимым для демонстрации в деловой среде и в качестве просветительского материала. О таком фильме мы мечтали во время учебы в Восточном институте, во времена, когда еще не было столько источников информации. Этот фильм был бы уместен для демонстрации и на церемонии, посвященной 120-летию Востоковедческого образования во Владивостоке, которая пройдет 25 октября 2019 г. Думаю, многие даже дальневосточники и представить себе не могли, насколько наши страны связаны, какие удивительные вещи мы способны сотворить вместе, и как действительно важно чувство доверия.
В основе доверия всегда — много лет проверенной дружбы, проверенной в самых тяжких обстоятельствах, а между нами их было немало. Каждый из сюжетов этого документального фильма мог бы стать отдельным блокбастером или как минимум основой для серьезной художественной картины. Многие, кстати, и стали. Возьмите любой сюжет из приведенных в фильме – Пленение вице-адмирала В.М. Головнина и действия его друга адмирала П.И. Рикорда (у нас есть удивительно трогательная публикация на эту тему, написанная правнучкой Рикорда Марией Тихоцкой), адмирал Е.В. Путятин и строительство шхуны «Хэда» в Японии, клятва на монете, найденной на месте лагеря для военнопленных в Мацуяме, создание балетной школы в Японии русскими эмигрантами и т.д. и т.п. Есть ощущение, что многое не вошло в фильм, и мы ждем продолжение к Году японо-российских межрегиональных и побратимских обменов (2020-2021). Роль регионов в развитии народной дипломатии действительно трудно переоценить, предстоит большая работа как для сценариста, так и для режиссера. Мы готовы поделиться всеми знаниями по этому вопросу. Одна только история побратимских связей Находки – сюжет для большой истории о взаимоотношении с портом Майдзуру, — именно через эти порты возвращались японские военнопленные после окончания Второй мировой войны.
Доверие, которое мы смогли накопить за долгие годы, должно стать основой для содружества в регионе АТР, вместе встречать вызовы будущего: быть готовыми к отражению техногенных катастроф, беречь экологию региона и всей планеты. Мы поздравляем Фонд Шодиева с получением 23 сентября 2019 г. грамоты от МИД Японии за вклад в укрепление росийско-японских отношений
Короче!
У кинофестиваля «Меридианы Тихого», как мы ежегодно видим из программ, уже сложились партнерские отношения со многими фестивалями. В этом году появились новые друзья – Фестиваль короткого метра в Саппоро (Япония). Оперативность, с которой оргкомитет «Меридианов» отреагировал на запуск прямого рейса Уральскими авиалиниями Владивосток-Саппоро, не может не радовать! Благодаря этой возможности к нам смогли прилететь два представителя от Sapporo International Short Film Festival and Market г-н Кубо, продюсер фестиваля, и г-н Симада, директор фестиваля, а также г-н Нацухара и г-жа Сога, продюсеры фильма «О, Люси!», который сначала был снят в коротком метре, а два года назад в полном в связи с огромной популярностью. Владивосток уже видел фильм «О, Люси!», где в главной роли снялась К. Момои, мастер перевоплощения, в чем мы успели убедиться не раз. Фестивалю в Саппоро уже 14 лет, к нам они привезли семь лучших короткометражек за последние годы, в том числе и «О, Люси!». Особенность фестиваля в Саппоро, которая бросается сразу в глаза, является наличие двух «комплектов наград»: традиционный кинематографический и музыкальный – для композиторов кино. Нам удалось задать несколько вопросов г-ну Кубо:
— Впервые вижу, чтобы отдельно чествовали композиторов…
— Музыка – это 50% успеха, очень жаль порой, когда отличную музыку не отмечают никак.
— Сколько лет вашему фестивалю?
— В этом году 14-й, приглашаем жителей Владивостока к нам, теперь у нас прямой рейс. Как раз в следующем месяце начнется наш праздник короткометражного кино.
— Как вы отбираете ленты, по какому принципу?
— Или очень понравилась работа, или совсем непонятное оставила впечатление, недоумение, заставила думать.
— Вы не планируете во Владивостоке что-то снять?
— Очень может быть!
Из представленных фильмов («OH, LUCY!», «LI.LI.TA.AL», «MATOU», «SIGNATURE», «661134», «SAKURADA ZEN CHEF», «AND SO WE PUT GOLDFISH IN THE POOL») все достойны внимания, но особенно рекомендую посмотреть про аварию, случившуюся в Фукусиме, – это лента «661134». Расшифровывается этот цифровой код, видимо так: 66-летняя цикада, главная героиня притчи, 11 и 3 – это 11 марта (2011 г.), а 4 по-японски омонимично слову «смерть». Думаю, другого прочтения нет. Автор — Хирабаяси Исаму, кстати, сразу две работы этого автора попали в сборник («661134» и «Matou»). Под горловое пение цикада меланхолично ползет вверх по условной вертикали, на пути ей встречаются изображения личных печатей разных людей, вероятно, нескольких поколений, потому что цикаде 66 лет. Задача цикады сбросить старую оболочку и оставить потомство.
Изображение цикады сложное, она похожа на часовой механизм, рядом появляются слова на японском и английском языках, стилизованно нарисованные под рукописный текст, а текст читает механический утробный голос и как будто задом наперед, заикаясь. Голос техногенной катастрофы. Все изображение лаконично в стиле монохромной живописи. После прихода волны цунами и облака радиации с цикадой произошли изменения, какие – надо смотреть.