В банках по всей Японии находится огромная куча денег – резервы национальных компаний, объем которых превышает ВВП большинства стран. Для некоторых данный факт является свидетельством корпоративной мощи, но для многих это выглядит как упущенная возможность.
Компании, акции которых торгуются на японской бирже, удерживают 506,4 трлн иен ($ 4,8 трлн) свободных денежных средств по состоянию на момент подачи их последних отчетов, что является самым высоким уровнем за всю историю наблюдений, согласно Bloomberg. Данный объем более чем утроился с марта 2013 г., спустя несколько месяцев после возвращения на пост премьер-министра Синдзо Абэ, который пообещал искоренить подобное денежное накопительство.
В то время как компании рассматривают свободную наличность в качестве защиты от тяжелых времен, эта ситуация уже давно раздражает инвесторов, отмечающих, что руководство корпораций должно инвестировать эти суммы в их в развитие или вернуть акционерам. Реализуя одну из самых расхваленных Абэ стратегий, премьер-министр Японии пересмотрел структуры корпоративного управления, стремясь заставить компании использовать капитал более продуктивно, а не позволять ему «пылиться» на банковских счетах.
Нельзя сказать, что усилия премьер-министра не принесли результатов. Компании обеспечивают высокую доходность акционерам, поскольку правительство Абэ начиная с 2014 г. установило новые правила для инвесторов и руководителей. Но Зухайр Хан, руководитель исследований в Jefferies Japan Ltd., оценивает, что японские корпорации распределяют только около 40% прибыли среди владельцев акций, тогда как они могут позволить себе выплачивать около 70%.
«Эту ситуацию с накопительством, похожим на манию Скруджа Макдака, нужно исправлять», – считает Наоки Камияма, главный стратег Nikko Asset Management Co. в Токио.
По словам Феликса Лэма, старшего управляющего портфелем акций Азиатско-Тихоокеанского фонда в BNP Paribas SA в Гонконге, традиционная история о чрезмерно осторожных генеральных директорах корпораций, цепляющихся за неоправданно огромные суммы денег, больше не объясняет всю суть сложившейся ситуации. Теперь рост уровня свободных средств в большей степени зависит от увеличения прибыли. Показатель EPS (прибыль на одну акцию) компаний в эталонном индексе Topix во II квартале этого года вырос на 80% по сравнению с IV кварталом 2012 г., свидетельствуют данные Bloomberg.
«Причина высокого уровня наличности сменилась с консервативности руководства на то, что он стал результатом улучшение фундаментальных показателей», – отмечает Лэм. «За последние 3 финансовых года объем байбэков японских компаний достиг рекордно высокого уровня, и они в основном финансируются за счет собственного баланса, а не долга».
Согласно оценкам Goldman Sachs Group Inc., объем объявленных зарегистрированными в Японии компаниями обратных выкупов в 2018 г. вырос примерно до $60 млрд. За первые 5 месяцев этого года сумма байбэков уже достигла примерно $50 млрд, поскольку такие компании, как Sony Corp. и SoftBank Group Corp., объявили о планах рекордных программ обратного выкупа собственных акций.
Кроме того, по данным Societe Generale SA, в этом году к текущему моменту японские компании выплатили рекордные за всю историю 8,4 трлн иен дивидендов. Однако объемы японских байбэков по-прежнему бледнеют по сравнению с рынком США, где в прошлом году 500 крупнейших компаний объявили обратный выкуп на общую сумму в $800 млрд.
Критики заявляют, что японские компании недостаточно пользуются своими свободными денежными средствами. Например, активность в сфере слияний и поглощений была приглушенной. Согласно Bloomberg, общий объем данных сделок, объявленных компаниями, зарегистрированными в Японии, в этом году упал примерно до $95 млрд с $215 млрд за аналогичный период прошлого года.
По словам Соитиро Мацумото, директора Credit Suisse Group AG по японским инвестициям, удерживая большие кучи денег под нулевой процент, компании в конечном итоге получают более низкую доходность капитала.
Скупость и склонность к денежному накопительству, проявляемые руководителями японских компаний, не является чем-то удивительным. Большинство корпораций заняли консервативную позицию, когда в начале 1990-х цены на активы рухнули. Последующий период экономической стагнации, названный «потерянными десятилетиями», сопровождался крахом финансовых институтов, которые больше не могли кредитовать бизнес.
Три десятилетия спустя руководители японских компаний все еще хотят быть независимыми от долгового финансирования. «Стратегия заключается в том, чтобы иметь много денег, потому что это дает вам стратегическую гибкость для корпоративных приобретений или «подушку» на черный день, потому что кто знает, когда экономика опять пойдет на спад», отмечает Хан из Jefferies Japan Ltd.
Заглядывая в будущее, инвесторы видят возможности больших изменений в стратегии японских корпораций, по мере того как все большее число участников рынка ориентируется на компании с низкой доходностью акционеров. Но большинство инвесторов отмечает, что деньги и дальше будут накапливаться, а прибыль, распределяемая между владельцами акций, увеличиваться лишь постепенно.
По материалам bloomberg.com
БКС Брокер