В Москве в Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Будет ласковый дождь». Это первый масштабный проект в России Такаси Мураками — художника, которого на родине, в Японии, считают неоспоримой суперзвездой. Он привез работы, созданные за последние три десятилетия. Наполнив залы колоритом своей страны, Мураками превратил их в единую творческую мастерскую.
Арт-критики могут расслабиться: художник уже выполнил их работу и в серии «Суровый критик» показал, какой должна быть реакция на его выставку. Удивление, непонимание и, наконец, восторг! Ведь за его картины и скульптуры выкладывают десятки миллионов на аукционах.
Популярные хип-хоп-исполнители упрашивают его оформить обложку альбома или снять клип. Он один из самых дорогих художников современности. И впервые Такаси Мураками привез работы в Россию, чтобы вы сами все увидели. Уже на входе полыхает «Пламя желания», как знак, что выставка наполнена страстью и чувствами.
Все свои работы он создает из противоположностей. Например, традиционное искусство Японии сталкивается с эстетикой современного Токио, аниме и манга.
Если сюжеты и герои еще из Средних веков, то интерпретация — суперсовременная. Цвета жвачки — чем кислотнее, тем лучше, мельчайшие детали — попробуйте рассмотреть все, и невероятная, компьютерная точность. Это фирменный почерк Мураками, каллиграфически выверенный японский комикс. Да он и сам как герой одного из них.
«Над многими произведениями я работаю по несколько лет, сначала рисую карандашом, потом создаю компьютерную модель и затем перевожу ее на поверхность. Эта техника напоминает создание принтов на одежде. И да, обратите внимание на цвета, в каждой картине их больше 100!» — говорит художник.
Вот он, пожалуй, самый узнаваемый образ художника — улыбающиеся ромашки. Они цветут повсюду: на картинах, скульптурах. Но этого художнику будто бы мало, и его ромашковое поле распускается даже под лестницей, так его точно не затопчут. Охраняют экспонаты два любимых стража вселенной Мураками: Кайкай и Кики.
Легкая, игрушечная, мультяшная, как говорит сам художник, попсовая форма. Но за этим ярким фасадом совсем не праздник. Здесь спрятана боль от катастроф. Тех, что потрясли его родину. Землетрясение 2011 года, авария на Фукусиме и, конечно, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. В глазах одного из персонажей — эпицентр взрыва, а смешные грибы на самом деле — ядерные. Такое настойчивое вытеснение реальных образов — способ хоть как-то пережить кошмары прошлого.
«Мы все помним Верещагина, «Апофеоз войны» и все остальное. Но когда они находятся в довольно рафинированной динамике, они текут, они собой все заполняют, они практически превращаются в орнамент. И на самом деле, это свойственно и человеческой памяти. То, что казалось огромной драмой и бедой, в результате оказывается орнаментом, неким окружением, некой общей неотрефлексированной памятью», — говорит куратор выставки Екатерина Иноземцева.
На выставке более 80 уникальных произведений искусства. Но они часто создаются большими тиражами и становятся частью массовой культуры. Мураками давно прозвали японским Энди Уорхолом. Но не только за яркие и узнаваемые образы, а еще и за создание собственной «фабрики искусства», на которой в две смены 24 часа в сутки и без выходных работают 200 человек. Посторонним вход закрыт, зато открыт посетителям выставки. Одну из комнат студии воспроизвели точь-в-точь.
«Стойте! Дальше нельзя, пока вы не наденете тапочки. Все мои работники ходят в таких же. Мы, японцы, не можем приступить к работе, пока вокруг не будет идеальной чистоты и порядка. Искусство не рождается в грязи и пыли», — говорит Такаси Мураками.
А за вдохновением Такаси Мураками ходит в магазинчики для фанатов аниме. Все игрушки оттуда. Художник верит: может, кто-то из зрителей, глядя на этих персонажей, изобретет свою вселенную в искусстве? Впрочем, не стоит относиться к этому слишком серьезно. Ведь в творчестве всегда найдется место веселью.
Ольга Паутова
Источник: Первый канал, 29 сентября 2017, 18:34