Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж»

Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» в Музее современного искусства «Гараж» — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России. Проводится с 29 сен­тября 2017 г. по 04 фев­раля 2018 г.

Она охватывает несколько периодов его творчества — с начала 1990-х годов до наших дней. Впервые помещая произведения Мураками в более широкий контекст японской культуры, выставка отдает должное многолетней работе художника, в своем творчестве переосмысляющего и объединяющего традиции Востока и Запада.

Выставка «Будет ласковый дождь» состоит из пяти глав-разделов, каждый из которых посвящен тому или иному феномену японской культуры, формально или семантически освоенному в художественной практике Мураками. Проект демонстрирует результаты исследования художником некоторых особенностей национальной культуры и коллективного сознания: в его работах стирается граница между «высоким» и «низким», «элитарным» и «массовым», а различные медиа существуют в едином потоке образов.

Глава I. «Гэидзюцу» («Техника и обучение»)

В первую очередь этот раздел сосредоточен на происхождении живописи Мураками и его работе с картинным пространством и размышлениям о труде художника. Живописная техника Мураками отчасти восходит к традиционному искусству Японии, для которого характерны известная «плоскостность» и то, что историк искусства Нобуо Цудзи называет «эксцентричностью», подразумевая под этим экспрессивность линий в классической японской живописи.

Раздел является отправной точкой для одного из важных концептуальных сюжетов выставки, проходящего сквозь всю экспозицию и связанного с особым отношением японцев к любому последовательному и ежедневному труду (и неважно, идет ли речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или же о приготовлении суши).

Глава II. «“Малыш” и “Толстяк”»

Один из самых насыщенных разделов экспозиции и ключевая глава для понимания всей выставки — это трибьют кураторскому проекту Такаси Мураками «Малыш» (Little boy, 2005), целиком посвященному символическому значению и влиянию событий августа 1945 года (бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки) на культурное сознание японцев. Ядерная катастрофа стала точкой отсчета новой визуальности: от постапокалиптических видений до сознательного ухода от реальности и ее настойчивого вытеснения. В этом разделе объединены произведения Мураками разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (например, впервые в Европе будет показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, созданных специально для выставки в Москве. Также в этом разделе будут представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Русское название выставки — «Будет ласковый дождь» — непосредственно связано с этой главой и отсылает к антиутопическому рассказу Рэя Бредбэри из цикла «Марсианские хроники» (1950) и анимационному фильму Назима Туляходжаева, снятого на студии «Узбекфильм» (1984).

Глава III. «Каваий»

Этот раздел исследует связь искусства Мураками и эстетики каваий, захватившей японскую массовую культуру и пронизывающей все сферы жизни японского общества. В отличие от главы «“Малыш” и “Толстяк”», архитектурное решение которой напоминает о строгом, почти военном порядке, третья глава построена как последовательность тотальных инвайроментов. Так, один из них воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другой будет представлять собой настоящий кинотеатр, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаза медузы» (2013).

Глава IV. «Сутадзио» («Студия»)

Раздел «Сутадзио» разместится в одном из пространств Музея, которое на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Наравне с историей студии и рассказом об отдельных ее сотрудниках в этом разделе можно познакомиться с процессом создания новых работ (который иногда растягивается на несколько лет) и жизнью творческой лаборатории Мураками в целом, где культивируются добросовестный труд и традиционное для японской культуры четкое следование указаниям мастера. Часть новых произведений Мураками и его команда будут завершать уже в Москве, и зрители смогут стать свидетелями их работы.

Глава V. «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение»)

«Фантомный» раздел, который разворачивается в невыставочных пространствах Музея (в кафе и книжном магазине, на лестницах и фасаде и т. п.). Он раскрывает игровую природу творчества Мураками и его стремление к декораторству и распространению орнаментальной энергии, которая заложена в японской художественной традиции. Эта глава связывает практику Мураками-художника и его деятельность в качестве главы корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающейся просветительскими и коммерческими проектами.

Всего на выставке в Музее «Гараж» будет представлено более 80 работ художника — живопись, графика (в том числе тиражная), полнометражные фильмы и анимация — из Музея современного искусства XXI века (Канадзава), Художественного музея Мори (Токио) и частных коллекций; японская гравюра и живопись из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина; различные артефакты из студии Мураками, а также фотографии и манги из Мемориального музея мира (Хиросима).

Кроме того, к выставке будет издан каталог, который станет первой крупной публикацией о художнике на русском языке.

Такаси Мураками Лев всматривается в бездну смерти. 2015 Холст, монтированный на алюминий, листовое золото, листовая платина, акрил, золото 150 × 300 см Предоставлено Perrotin © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками
Зонтик тролля. 2002
Сталь, стекловолокно, синтетическая резина, масло, акрил
235 × 140 × 140 см
Частное собрание. Предоставлено Perrotin
© 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками
Алое сердце. 2002
Сталь, стекловолокно, синтетическая резина, масло, акрил
125 × 125 × 130 см
Частное собрание. Предоставлено Perrotin
© 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками
Кики. 2000–2005
Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил
160 × 71 × 55 см
Частное собрание. Предоставлено Perrotin
© 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками
Кайкай. 2000–2005
Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил
181,5 × 71 × 53 см
Частное собрание. Предоставлено Perrotin
© 2000–2005 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками
Воспоминания о бурной жизни. 2015
Холст, монтированный на алюминий, акрил
300 × 234,4 см
Частное собрание. Предоставлено Perrotin
© 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками
Энсо. Дзен, белое и черное. 2015
Холст, монтированный на алюминий, акрил
141 × 120 × 5 см
Частное собрание. Предоставлено Perrotin
© 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.
Такаси Мураками
Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015
Холст, монтированный на алюминий, листовая платина, акрил
100 × 100 × 5 см
Предоставлено Perrotin
© 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

О художнике Такаси Мураками

Такаси Мураками родился в 1962 году в Токио. Учился в Токийском университете искусств, где в 1986 году получил степень бакалавра, в 1988-м — магистра, а в 1993-м — Ph.D. В 1996 году основал в Токио фабрику «Хиропон», на основе которой позднее была создана корпорация Kaikai Kiki Co., Ltd., занимающаяся производством и продвижением произведений искусства и поддержкой начинающих художников. Живет и работает в Токио и Нью-Йорке.

Последние персональные выставки: ©MURAKAMI (Музей современного искусства, Лос-Анджелес; Бруклинский музей, Нью-Йорк; Музей современного искусства, Франкфурт-на-Майне; Музей Гуггенхайма, Бильбао, 2007–2009); «Мураками в Версале» (Версальский дворец, 2010); «Мураками. Эго» (Выставочный зал «Аль-Ривак» ведомства музеев Катара, Доха, 2012); «Архаты» (Палаццо Реале, Милан, 2014); «Такаси Мураками. 500 архатов» (Художественный музей Мори, Токио, 2015); «Осьминог пожирает собственную ногу» (Музей современного искусства, Чикаго; Художественная галерея Ванкувера, Канада; Музей современного искусства, Форт-Уэрт, США).

Источник: Музей современного искусства «Гараж»

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial