В культурном центре «Хитровка» проходит 15-16 марта премьера необычного и завораживающего моноспектакля «Макото» о жизни и смерти японской танцовщицы в Москве. Полтора часа актриса Мария Беккер (фильм «Конвой PQ-17», спектакль «Розовый самолет») в одиночку держит внимание зала так, что зрители сидят затаив дыхание, полностью погрузившись в рассказ-танец.
Пьеса «Когда ты остров» драматурга Юлии Тупикиной (соавтор сценария к фильму «Довлатов») основана на реальных событиях из жизни японской актрисы Томоми Орита, исполнительницы традиционных японских танцев, она сейчас работает в Москве.
Вся история, которую проживает за полтора часа спектакля Мария Беккер, а Беккер, кажется, еще ни одной роли не сыграла без того, чтобы не выложиться целиком, — это рассказ о японской девушке, приехавшей в Москву и оставшейся здесь. Даже не потому, что ей Москва так уж нравится («Я ожидала увидеть тут терема, а оказался слишком даже современный город, высокие люди, много машин»), а вот просто так сложилось. В Японии у нее пожилые родители — простоватый добрый отец и мать, с которой героиня конфликтует и постоянно перебирает старые обиды, мнимые или настоящие. Она боится стать похожей на мать, профессиональную медсестру, у которой все по полочкам и идеальная чистота в доме (за стремлением к порядку кроется психоз, но не будем раскрывать интригу).
Спектакль о японке, и, казалось бы, чужая культура, у них все иначе. Но, оказывается, и у японцев все точно так же, как у нас, если отодвинуть в сторону всякую икебану. Цепляет рассказ о неудачном романе с русским танцором Андреем. Этот роман, достаточно рядовой, она влюбилась, он вначале тоже, но потом остыл и стал изменять, перерастает в спектакле в вопрос жизни и смерти. И героиня выбирает что-то из этого, выходя на балкон московской новостройки в белой одежде.
Никаких декораций на сцене нет, кроме разрезанного пополам красного круга на полу — он символизирует разрыв между миром и героиней, ее ощущение одиночества, заброшенности, нелюбимости. Но оформление и не нужно, исполнение и текст восполняют аскетизм сцены. Что касается музыки, то она ограничивается инструментом кото (упрощенно говоря, это японские гусли), на котором играет Наталья Кирюшина.
Через спектакль проходит отсылка к знаменитой японской поэтессе Оно-но-Комати, жившей более тысячи лет назад, в утонченную эпоху Хэйан. С ее именем связана история про принца Фу-ка-Кеси, который должен был провести 100 ночей под окном на улице, чтобы заслужить одну ночь с поэтессой. Принц выдержал 99 ночей, а в последнюю, когда выдался сильный холод, замерз под окном возлюбленной. По крайней мере, эта версия использована в «Макото», хотя, справедливости ради, есть и другая легенда, согласно которой принц должен был за одну ночь с Оно-но-Комати провести с ней еще 99 ночей, но и в таком варианте для мужчины все закончилось печально — у него разорвалась аорта. Любовь, которая так сильна, что ее не страшит даже смерть, — эта тема не дает покоя героине.
«Оборваны корни плавучей плакучей травы. Так и я бесприютна! С легкой душой поплыву по теченью, Лишь только услышу: Плыви!», — Беккер читает эти строки Оно-но-Комати, лежа на разорванном красном круге. И оказывается, что стихи, которым больше тысячи лет, совсем не устарели.
На вопрос, почему для моноспектакля была выбрана именно эта пьеса, Мария Беккер рассказала, что «мне она оказалась близка. Не могу сказать, что это прямо про меня, но общее есть». Увидев, как актриса пропускает текст и танец через себя, сомнений в ее сопричастности и не возникает.
Режиссер моноспектакля Михаил Егоров, хореограф — Екатерина Стегний, художник-постановщик, она же занималась костюмами — Александра Карпейкина. Итого — хватило шести человек, чтобы создать пронзительную и красивую постановку. Обещают, что спектакль будет идти на сцене культурного центра «Хитровка» до конца года, но с какой периодичностью — пока неясно.
Текст: Константин Волков