Органный пик: Киото – Москва – Саратов

Всю вторую неделю наш город непрерывно гудел трубами самого могучего инструмента.

Поистине Саратов стал органной столицей Первого Российского молодежного фестиваля. Это был по-настоящему всеохватный конкурс, ведь участники съехались со всех сторон: Новосибирск и Москва, Петербург и Казань, Нижний Новгород и Нальчик, Набережные Челны и Пермь… Сопредседатель жюри Жан-Пьер Стайверс (Нидерланды) – знаменитый органист, пианист, организатор Международного органного фестиваля. Член жюри – жена Жана-Пьера, известная органистка, лауреат международных конкурсов Хироко Иноуэ (Япония). Председатель Тео Йеллема (Нидерланды) – учитель Хироко, выдающийся органист, в Леувардене он играет на знаменитом органе Мюллера 1727 года. Все они наши друзья, не раз бывали в Саратове с концертами.

Здание Саратовской консерватории

Да, в Европе — многовековые традиции игры на «короле инструментов», и обучают там очень хорошо, но… взрослых людей. А в России сейчас настоящий бум интереса к нему. Столько детей сразу потянулось к органному искусству – прямо чудо какое-то!

Я болела за учеников любимой Хироко, которая с недавнего времени учит детей игре на органе в колледже при Гнесинской музыкальной академии в Москве. Один приехать не смог, но все другие выступили, став лауреатами в своих возрастных категориях. Очень серьезный Федор Райков (в день выступления ему исполнилось 13 лет, но и тогда он ничуть не развеселился) стал «серебряным призером» в младшей группе.

Ноты наготове

Федор ответственный товарищ. И тут переворачивающая ноты девушка допустила оплошность. Но мальчик не потерял присутствие духа, и исполнение ученика Хироко (которая сама блестящая органистка) было оценено по достоинству. Федя стойко доиграл Прелюдию и фугу Баха (Бах-отец не был обязателен, за него брались далеко не все участники), исполнил и Медитации Видора. И был приглашен в заключительный концерт. А приглашали к участию далеко не всех призеров конкурса!

Жюри конкурса с Хироко Иноуэ

Стефанида Ермолаева завоевала третье место в своей группе. Она тоже сыграла Баха, его Фантазию для органа и – Дюпре, пламенную Героическую поэму. Зрителей, да и жюри совершенно покорил третий ученик Хироко – вдохновенный, энергетичный, с романтичной волнистой гривой Алексей Сизонов. Он стал лучшим во второй группе, и кроме диплома лауреата получил еще один диплом (спецприз планшет) – за яркое исполнение пьесы. Какой именно пьесы, не озвучили. Думаю, ему дали за Ниланда – изящную, талантливо исполненную Токкату. Конечно, Алексей тоже выступил на торжественном закрытии конкурса.

Играет Алексей Сизонов

Хироко улетела на день раньше – ее напряженный педагогический и концертный график не дает засиживаться на одном месте. А ее ученики и мамы учеников рассказали мне, какой она учитель. «Она очень добрая, никогда не ругает, когда не получается или что-то забыл. Подскажет, поможет, будет с тобой заниматься еще и еще, пока у тебя не выйдет. За нас горой. На урок всегда хочется идти».

Я настолько люблю «гудение органа», он поселяет такой мир в душе, что просто погружалась в его стихию, словно заходила в набегающие на берег нефритовые волны. И так – каждый день конкурса. Но, конечно, эти мальчики и девочки с загорающимися при одном виде «паутины» труб и клавиатур глазами делают лишь первые шаги в органной игре.

Учитель Хироко, председатель жюри конкурса Тео Йеллема

Высший пилотаж показал им и всем нам на открытии фестиваля сам маэстро Йеллема, выступив с нашим чудным ансамблем старинной музыки «Трио-соната». Тео – первый учитель Хироко Иноуэ на историческом органе. А это совсем другое звучание, другое искусство. Родом из Осаки, девушка закончила поначалу университет искусств в Киото. Сразу в двух классах (органный и фортепианный) училась в Московской консерватории, а после московской аспирантуры окончила еще консерваторию имени Принца Клауса (Нидерланды) по классу игры на исторических инструментах.

Именно под летающими пальцами Тео и музыка Букстхуде, и Бах-отец, и наш, еще довольно молодой (34-летний) орган обретали завершенную форму и невероятный объем. Казалось, дышало огромное сказочное существо, многорукий циклоп ожил, задвигал руками, раздвинул пространство, остановил время, отбросив назад целые столетия. А с какой нежной ностальгией сыграл наш гость «Лунный свет» Вьерна…Успела спросить маэстро, какая ученица была Хироко. Он сказал «хорошая», а потом лукаво прищурился и добавил тихонько: «лучшая».

Мастер-класс Жан-Пьера Стайверса

Мастер-класс, подробный и увлекательный, получили юные конкурсанты, и от Жан-Пьера Стайверса. Он вызывал к инструменту желающих, объяснял их недочеты. Это был интересный показ, как, впрочем, и весь конкурс, отлично организованный консерваторией и минкультом России. Жан-Пьер часто приезжает к нам с концертами, они виртуозно играют с Хироко в четыре руки.

…Как выглядит счастье? Каждый день я видела перед собой, в нашем международном жюри, моих хороших друзей из Японии, Голландии и России, не только больших музыкантов, но и замечательных, скромных и добросердечных людей, и тихо радовалась про себя, будто в моей душе еще «слышно трепетание стрекоз»…

Тонкая, мечтательная девушка из Японии полюбила всей душой «трубный глас» короля инструментов, постигала его секреты в России, в Европе, а теперь делится своими умениями с российскими детьми, тоже очень талантливыми … Какие узы дружбы могут быть крепче замешанных на благодарности и любви к искусству?

Жан-Пьер Стайверс с учеником Хироко Алексеем Сизоновым
Алексей — дважды лауреат
Ученики Хироко Алексей и Федор
Федор Райков за органом

Ирина Крайнова, фото Надежды Шитовой

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial