Чистым кристаллом

Ирина Крайнова

Поездка в Саратов откладывалась, пока не дотянулась чуть ли не до конца года. Но когда увидела театрально-концертную афишу, поняла, что ни о чем не жалею.

Мне повезло, я попала буквально на все: на премьеры, которые раньше никак не удавалось посмотреть, на выставку друзей-хвалынцев, выставку-акцию у Дома Кузнецова …. А еще – на начало сезона ансамбля старинной музыки «Трио-сонаты» и концерт нашего большого друга органистки Хироко Иноуэ!.. Конечно, от своего везения я очень уставала: нагрузка за день − будь здоров. Но это и есть счастье – встреча с искусством высоким и прекрасным, со старыми, надежными друзьями.

Открытие сезона любимого ансамбля в филармонии выглядело несколько неожиданно. Новая участница – Мария Сизикова (виолончель) – студентка консерватории, новая вокалистка Светлана Николаева, новый ведущий Николай Троицкий. Конферанс проходил на высшем уровне. То был страстный, драматичный монолог о музыке, ее отдельном месте в подлунном мире, прочитанный в стихах и прозе. Играли музыканты виртуозно и вдохновенно.

Ведущий концерта − художественный руководитель «Трио-сонаты» Владимир Скляренко

А накануне моего отъезда был органный концерт при поддержке Фонда новой музыки (руководитель Юрий Ходоров). Приехала наша замечательная Хироко. Хироко Иноуэ – блестящая органистка, одна из сильнейших в Европе. Японка по национальности, жена голландца, она делит свою жизнь между несколькими странами. И всегда наведывается в Саратов. Не только с Бахом, чьи фуги исполняет превосходно, но и с музыкой японских аниме, столь же волшебной, как сами аниме. Тем более, если написана она к фильмам классика анимации Хаяо Миядзаки классиком киномузыки Дзё Хисаиси. Замечательный композитор услышал игру своей соотечественницы и разрешил ей исполнять его произведения на концертах.

Участники концерта

У Хироко уже несколько программ под общим названием «Мир аниме». Благодаря им и я пристрастилась к японской анимации. А было это так. Пока мы в стесненных обстоятельствах жили в Токио, денег на зрелищные мероприятия нам явно не хватало. И вечером, когда моя соседка спала уже сладким сном, я развлекалась тем, что включала огромный телевизор (занимал почти всю длину номера эконом класса) без звука и смотрела мультики с бесконечными погонями и полетами, не очень понимая, что там происходит. И тогда аниме я… не полюбила. А потом в Саратов стала регулярно приезжать Хироко Иноуэ, часто исполняя музыку аниме. «Джентльменский набор» фильмов у нее определенный: «Унесенные призраками», «Мой сосед Тоторо», «Небесный замок Лапута», «Ведьмина служба доставки», «Принцесса Мононоке», «Ходячий замок Хоул», «Навзикая из Долины ветров», «Рыбка Поньо на утесе». И это лучшее, что есть в японской анимации.
Совершенно очарованная вальсом к «Ходячему замку Хоул», посмотрела заодно и фильм, совершенно пленяясь его сложной сюжетной канвой и трудной любовью героини, которая побеждает все преграды. Следующим моим открытием были «Унесенные призраками», фильм с мрачноватыми мистическими моментами, но не без здоровой дозы скепсиса и юмора. Озорная «Ведьмина служба доставки», конечно, тоже понравилась.

С поклонниками

…На концерт в Белом зале Саратовской консерватории прелестная Хироко вышла в черной, невесомой юбке-колоколе, трепещущей парусом вокруг ее тонкого стана. Виртуозная клавесинистка и пианистка Елена Лельчук была в черном, отделанном серебром роскошном платье. Блистательный гобоист и руководитель ансамбля «Трио-соната» Владимир Скляренко вел программу, как настоящий мастер разговорного жанра – с шутками-прибаутками. И практически после каждого объявленного номера брал со столика свой серебряный гобой и становился в строй музыкантов. Бурным морем шумел орган, нежно трепетали перышки клавесина, торжествующе вступали басовые рояля. И пели, пели о прекрасном далеко гобои и флейта… (кстати, аранжировки японского гения музыки для ансамбля талантливо сделала Елена Лельчук).

Владимир Петрович играл вместе со своими лучшими учениками, выращенными чуть ли не с детсадовского возраста, оснащенными теперь блестящей техникой и перенявшими от учителей (ансамблевой игре на большой сцене они учились и у Елены Лельчук, и у виолончелистки Людмилы Домбровски – ярчайших музыкантов) их чудный артистизм. Ильдар Самирханов – студент музыкального училища при Саратовской консерватории. Алина Большеданова поступила в Петербургское музыкальное училище им. Мусоргского.

Сыграл и Симфонический оркестр музыкального училища при консерватории (дирижер Сергей Злотников). Аюми Хамасаки – современный молодой автор Японии, музыка ее очень мелодична и приятна на слух. Она удостоена титула «королевы японской поп-музыки».

А я с замиранием сердца ждала Вальс из «Ходячего замка». Исполнят на концерте – не исполнят? Обещание миру из этого фильма (все аниме Миядзаки − полноценные фильмы, участники Международных кинофестивалей) уже прозвучало. Ага, самую чудодейственную музыку участники концерта с Хироко во главе припасли на финал! Звучит пленительный вальс о любви и счастье – хотя бы мечте о нем, тревожат память сладкие звуки, половодье цветов захлестывает сцену. Щедро одаренную японскую гостью здесь знают и ждут. Потоки зрителей устремляются после концерта к сцене.

На фуршете я взяла слово и никак не могла закончить. Все говорила о давнем знакомстве с ансамблем Скляренко, целительном, магическом действии их музыки на наши и усталые души. О встрече с Хироко и настоящем потрясении от ее невероятной игры.

Неужели наша случайная встреча не будет иметь продолжения? Я ведь уже не отсюда! Хироко успокаивает меня, что и в Дубне есть орган, в Хоровой школе мальчиков. И в День города она обычно на нем играет. Нет, есть справедливость на свете. До встречи, дорогая Хироко!… 

Фото на память у органа
Они играют Хисаиси

Ирина Крайнова, пресс-секретарь отделения ОРЯ,

Саратов – Дубна

Фото Елены Беляевой и Ирины Большедановой

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial