Омичи впервые услышали голос сякухати

В Органном зале 4 октября 2024 г. стартовали «Необыкновенные ансамбли с органом». Абонементную серию открыл концерт с японским акцентом.

БОГАТОЕ И СОЧНОЕ

Омичи впервые услышали голос экзотического инструмента из Страны восходящего солнца. В дуэте с органисткой Хироко ИНОУЭ выступил музыкант Павел ИО, которого однажды выбрала японская классическая флейта сякухати.

– Я вырос в семье музыкантов, до слома голоса пел в хоре. А потом, будучи уже подростком, слушал какую-то запись на диске и услышал этот инструмент, но тогда еще не осознавал, что это сякухати. Мне просто очень понравилось звучание: флейта не флейта, кларнет не кларнет — что-то такое безумно богатое, с большим количеством обертонов, сочное, – рассказывает Павел. — Сложно описать мои те впечатления. Казалось, в голосе этого инструмента есть всё. Я искал, что это за инструмент, и нашел. А после услышал его еще раз, в открывающих титрах документального фильма Рона Фрике «Барака», и это была сольная композиция. И вот тогда мне очень захотелось на играть именно на японской классической флейте. Я заказал инструмент из Японии, и начал самостоятельно заниматься.

ВОСТОЧНАЯ РЕДКОСТЬ

Павел доставал нотные аппликатуры и по ним осваивал сякухати. Шутит, что первым его учителем были стереозаписи: прослушал фразу – повторил. Так и занимался всё свое свободное время. Позже была учеба в Научно-творческом центре «Музыкальные культуры мира» при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, а затем переезд в Японию, три года индивидуальных занятий с преподавателем, победы в конкурсах и Токийский университет искусств.

Сейчас Павел Ио фактически живет на две страны, ведет концертную и преподавательскую деятельность. И говорит, что, к сожалению, сякухати постепенно исчезает даже со сцены Японии, не говоря о мировой. Поэтому для музыканта так важно знакомить публику с голосом японской классической флейты и передавать свое искусство следующим поколениям.

— Сякухати — уникальный инструмент, такого богатства жанров я ни в одном инструменте не видел, — говорит музыкант. —  И притом он достаточно редкий даже в Японии – увы, его классическая составляющая теряется, репертуар упрощается, девальвируется. Поэтому сейчас особенно важно беречь этот инструмент. И в России, кстати, огромное количество желающих научиться на нем играть.

ФАКТ

Ио – сценический псевдоним музыканта: в Японии принято выступать под псевдонимами. Легко произносимое и на японском, и на русском языках сочетание двух букв — это имя и спутника Юпитера, и мифологической жрицы Геры.

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ

Экзотическая бамбуковая флейта, имевшая традиционные корни, но ставшая классическим инструментом Страны восходящего солнца, прозвучала в Омске в концерте, соединившем культуру Востока и Запада.

Восточные мелодии и ритмы японских композиторов Мияги Митио, Ёсизаки Кацухико, Кинэя Сэйхо – и музыка Баха, Райнберга, Франка и Кларка. У органа и флейты сякухати, имитирующей человеческий голос, общие исторические корни: как отмечает Павел, просто потом два инструмента взяли разные векторы развития. А дуэт Ио и Иноуэ соединил две эти потерявшие друг друга ветви.

ЦИТАТА

«Я всегда думала, что русские более открыты, чем японцы. Мы привыкли сдерживать свои эмоции, что отражается и в музыке. Мы любим минор, у нас даже сказки заканчиваются грустно. Но в русской музыке тоже много минора, и чаще – ностальгического. В этом мы похожи»

Хироко ИНОУЭ, мировая звезда органного искусства

Источник

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial