Помни имя его/ее

Ирина Крайнова

«Я для себя чётко понимаю, что все эти награды или номинация на „Оскар“ − это ещё не счастье, а всего лишь необходимая часть постпродакшна. Вряд ли меня сможет изменить очередная статуэтка на полке», – так говорит Макото Синкай, один из ведущих японских аниматоров среднего поколения, и ему можно верить.

Его фильмы особенные, с известной долей меланхолии и романтическим флером. Они больше всего подходят под когда-то выведенную формулу Александра Грина – Тоска по Несбывшемуся /«Рано или поздно, под старость или в расцвете лет, Несбывшееся зовет нас, и мы оглядываемся, стараясь понять, откуда прилетел зов. Тогда, очнувшись среди своего мира… всматриваемся мы в жизнь, всем существом стараясь разглядеть, не начинает ли сбываться Несбывшееся? Не ясен ли его образ? Не нужно ли теперь только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты? Между тем время проходит, и мы плывем мимо высоких, туманных берегов Несбывшегося, толкуя о делах дня»/.

Раньше на фестивалях японского кино в Саратове под эгидой ОРЯ один день обязательно был посвящен аниме, и мы очень часто смотрели фильмы Синкая. Чаще это был «Голос далёкой звезды» (ранняя работа режиссера), где все та же тема: любовь и разлука, несовпадение во временном континууме двух людей. Девушка избрана для межпланетного перелета, она посылает электронные письма своему парню, но на космическом корабле время течет иначе. На Земле проходят года, долгие-долгие годы летят ее письма к Земле.

Кадр из аниме Синкая «Ловцы забытых голосов»

Фактически, это был фильм, полностью созданный одним человеком − аниматором  Синкаем. Он сделал его на компьютере. Даже озвучил поначалу, до профессиональной версии, со своей невестой. Любили мы смотреть и трогательный         анимационный фильм «Ловцы забытых голосов». Там школьница отправляется с учителем на поиски умерших людей – ее друга и горячо любимой жены Учителя. Как пишет фанат аниме, «визуальный ряд фильмов Синкая уносит в неизведанные дали и делает меня, визуала, счастливым. Особенно, когда смотришь все это в отличном качестве и на большом экране. Все эти облака, горы, озера, поля…» И, как всегда, в финале мудрая мысль о том, что нельзя вернуть того, кого уже нет (как ни пытался учитель вселить свою «эвридику» в другое тело).

И вот аниме вполне в духе Синкая «Твое имя». Токиец Таки и живущая в горах, на берегу странного озера Мицуха страдают непонятным недугом: переселением душ друг в друга. Но вдруг все мгновенно прекращается, из телефона Таки исчезают все данные о Мицухе. Только рисунок поселения на берегу озера, похожего на кратер, остается ниточкой, ухватившись за которую, он надеется отыскать девушку. Не обошлось и без волшебных сил японского фольклора. И, конечно – невероятно красивых пейзажей Макото Синкая. Его клубящихся облаков, багровых остролистных кленов , манящей глубины озера, радужных огней падающего метеорита.

Этот фильм вместе с членами клуба Катана фест мы смотрели на очередном заседании в библиотеке семейного чтения Дубны. И не просто смотрели – а как бы попали на своего рода премьеру. Послушали не профессиональную звуковую версию, а грамотное чтение по ролям руководителя клуба Натальи Рыбниковой, ее мужа, еще одного исполнителя.

Недавно прочла, как смотрят аниме японцы. Они предпочитают попкорну мелкую сушеную рыбку. Для еды у них есть подносы, которые прикреплены к креслу. Однако шуметь на сеансе: бегать по залу, громко смеяться или даже вскрикивать – здесь не принято. Вот заметки нашего человека, побывавшего в японском кинотеатре: «Где-то минут через 20-30 я заметил одну очень важную для похода в кинотеатр вещь. Я заметил, что у меня такое чувство, что я в зале сижу один. Японцы сидят молча. Сзади или спереди никто не болтает и не хихикает (меня это всегда дико раздражает при походе в кино), вокруг каждые десять минут не звонят мобильники, или какой-нибудь чувак сбоку или спереди не ковыряется в телефоне. Даже попкорн японцы жуют как-то беззвучно».

А мне, видимо, привычней классические фестивальные показы, тем более – таких печальных фильмов, как аниме Синкая.

Таки спасает Мицуху от гибели при падении метеорита. Но при встрече ее не узнает, они пройдут очень близко друг от друга – и разойдутся по своим параллельным мирам. Все та же Тоска по Несбывшемуся… Разве не грустим мы порой в реальной жизни – неизвестно о чем?

Рыбникова с командой разыгрывали по ролям уже ни один фильм. И наверняка к скорому фестивалю Катана фест (седьмому по счету) подготовят еще один. Ведь основная его тема – японское аниме и косплей.

Значки с аниме, богатый выбор
Любимые герои японской анимации
В клубе любителей косплея и аниме Катана фест

Ирина Крайнова

Фото автора и из Инета

Автор: Admin

Администратор

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial