О результатах исследования «Деятельность японских компаний на российском рынке в 2018 году»

В октябре-ноябре 2018 года ДЖЕТРО провела анкетирование о состоянии бизнеса японских компаний в России. Далее приведены результаты исследования.

■ Период проведения исследования: 4 октября – 2 ноября 2018 г.

■ Анкеты отправлены 132 компаниям (ответили 114 компаний (среди них 33 компании из производственного сектора, 81 – из непроизводственного), засчитано 86,4% ответов)

■ Вопросы:
1) Текущее состояние бизнеса;
2) перспективы расширения бизнеса в ближайшие 1-2 гг.;
3) проблемы управления;
4) инвестиционная среда и пр.

■ Основные итоги:

1. Ожидается, что японский бизнес в России за 2018 год покажет хорошие результаты. 2019 год вызывает опасения из-за санкций (раздел «Перспективы операционной прибыли»).
• 72,8 % компаний третий год подряд ожидают профицит бюджета (рекордный показатель). Доля компаний с дефицитом бюджета самая низкая за все время проведения исследования 【см. сл. 8】.
• Причиной улучшения ожиданий по операционной прибыли является «рост выручки на российском рынке» (6-ой год подряд), а также «уменьшение стоимости поставок» 【см. сл. 9, 10】.
• Доля респондентов, ожидающих улучшения ситуации с операционной прибылью в 2019 г., составила 44,7 % (снижение на 6,4 % с прошлогоднего исследования). Компании тревожит возможность усиления американских санкций, политика импортозамещения, повышение НДС и колебание курса валют 【см. сл. 11, 12】.

2. Большинство планирует расширять бизнес. Стало больше тех, кто намерен «сохранить статус-кво». Компании надеются на высокий спрос на товары с высокой добавленной стоимостью (раздел «Дальнейшее расширение бизнеса»).
• Число компаний, намеревающихся сохранить статус-кво, выросло на 8,6 %. Как и в случае с операционной прибылью за 2019 г., наблюдается усиление осторожности. Хотя доля ответа «расширение бизнеса» снизилась на 7,4 %, он все еще самый популярный 【см. сл. 14】.
• Причиной расширения бизнеса большинство назвало увеличение продаж в России. Видны большие ожидания в отношении роста российского рынка. Также резко возросли ожидания в отношении спроса на товары с высокой добавленной стоимостью. Готовясь к росту рынка, компании вкладывают силы в развитие механизмов сбыта и производство товаров с высокой добавленной стоимостью 【см. сл. 15】.
• Как в производственной, так и в непроизводственной сферах стало больше компаний, которые, готовясь к восстановлению и росту рынка, нанимают российских сотрудников 【см. сл. 16】.

3. Обострение конкуренции с российскими компаниями. Сохраняются проблемы с поставками от российских компаний (раздел «Проблемы в области ведения бизнеса»).
• В области продаж и ведения бизнеса большинство, как и в прошлом году, отметило возникновение ценовых конкурентов (рост на 5,2 %). Однако показатель ««замедление рынка (низкий уровень потребительского спроса)» снизился на 11,1 %. По мере восстановления рынка продолжается обострение конкуренции 【см. сл. 18】. Обостряется конкуренция с российскими компаниями 【см. сл. 29】.
• В области внешнеэкономической деятельности проблемой являются сложность и длительное время прохождения таможенных процедур, а также параллельный импорт 【см. сл. 20】.
• В области производства сохраняется сложность с поставками от российских компаний 【см. сл. 21】.

4. Компании планируют сохранить статус-кво, несмотря на продолжение антироссийских санкций (раздел «Инвестиционный климат»).
• Среди преимуществ, связанных с инвестиционным климатом, уже шестой год подряд первое место занимает ответ «масштаб и перспективы роста рынка» (78,1 %). Среди рисков на первом месте с результатом 69,3 % ответ «нестабильность валютных курсов». Ответ «социально-политическая нестабильность» показал рост на 12,1 % до значения 63,2 % 【см. сл. 23】.
• Около половины респондентов ощущают влияние антироссийских санкций, которое выражается в снижении продаж в России, понижении приоритета ведения бизнеса в России со стороны головного офиса компании в Японии, а также сложностях с поставками материалов 【см. сл. 26, 27】.
• Более половины производственных компаний ощущают влияние политики импортозамещения, проводимой российским правительством. Это влияние часто выражается в снижении продаж из-за переключения клиентов на товары российского производства. С одной стороны, компании все больше пользуются услугами местных поставщиков, с другой — есть те, кого не устраивает качество их продукции 【см. сл. 25】.

◆Автор: Тэцуя Умэцу, заведующий департаментом зарубежных исследований (по России и странам СНГ), ДЖЕТРО, Токио.
◆Для обращений: Эбису, Лисовский, Представительство ДЖЕТРО в г. Москве
TEL:+7(495) 580-73-20  E-mail: rsm-doc@jetro.go.jp

Подробная информация представлена в презентации <PDF> (2574KB) .

Источник

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий

Wordpress Social Share Plugin powered by Ultimatelysocial