Тадаси Кавамата. На птичьих правах / Para-site Project

ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках направления «Пушкинский XXI» представляет первую в России site-specific инсталляцию современного японского художника Тадаcи Кавамата. Используя обнаруженные при разборе старых зданий Музейного квартала материалы, Тадаcи Кавамата создаст в пространстве постоянной экспозиции и на фасаде здания инсталляции, напоминающие гнезда. Все эти объекты будут сделаны специально для Пушкинского музея.

Кураторы выставки: Александра Данилова, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина

О выставке

Тадаcи Кавамата — японский художник, получивший признание во всем мире как мастер пространственных инсталляций. Его инсталляции, чаще всего сделанные из природных материалов или старых использованных предметов, тонко вписываются в городской ландшафт. Темой его творчества становится связь между прошлым и настоящим, между культурами Запада и Востока. Его работы также затрагивают тему урбанизма, отражая сложный социальный контекст и многоплановость человеческих отношений в современном мире. Один из самых известных проектов Каваматы — инсталляция на Вандомской площади в Париже (2013). На верху 44-метровой Вандомской колонны и на последних этажах соседних домов XIX века художник установил сколоченные из досок «дома». Эта серия работ носит название Tree Hut, что означает «Хижина на дереве», подобные же хижины художник соорудил на деревьях парка Мэдисон в Нью-Йорке (2008). В 2012 на биеннале в Абу-Даби Кавамата создал инсталляцию «Стулья для Абу-Даби» из старых стульев, кресел и скамеек в виде купола с открытым верхом. В 2013 году в Торонто рядом с церковью Метрополитен Юнайтед Кавамата создал масштабную инсталляцию под названием «Садовая башня», которая также представляла собой огромную башню из множества стульев и скамеек.

Знаменитый художник создаст site-specific инсталляцию «На птичьих правах / Para-site Project», которая будет включать в себя несколько объектов на фасаде здания Пушкинского музея и в залах постоянной экспозиции. Большие и маленькие гнезда, выполненные из материалов, обнаруженных при разборе старых зданий Музейного квартала, словно воплощают главную мысль художника о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Сам художник нередко подчеркивает, что его произведения не имеют ни начала, ни конца, поскольку имитируют не столько природные формы, сколько органические процессы. И московская инсталляция отчасти о том, как старые музейные стулья, уже ненужный паркет, упаковочные ящики, хранившиеся в здании бывшей усадьбы Голицыных, прямо на наших глазах обретают новую жизнь, жизнь в искусстве ХХI века.

Александра Данилова, куратор выставки: «Творческое кредо Тадаси Каваматы очень точно соответствует двойственности, заложенной в названии данной выставки, его искусство удивительно многопланово, многозначно и органично одновременно. Оно отражает весь комплекс проблем, связанных с взаимоотношениями человека и окружающего его пространства. Заимствуя созданные природой и человеком формы – гнезда, скворечники, хижины – художник воплощает свои идеи в объектах, предназначенных для    неторопливого созерцания окружающей действительности».

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Несмотря на то, что Кавамата давно живет на Западе, он настоящий японский художник с тонким пониманием гармонии мира и трепетным уважением к существующему в мире порядку. Кавамата не любит работать с новыми, «неживыми» материалами. Для него важно «вплетение» в историю места. Именно поэтому для своего проекта в Пушкинском музее он собирает старые доски из бывшего Института философии, который до этого был частью усадьбы Голицыных и таким образом соприкасается с историей старой Москвы».

О художнике

Тадаcи Кавамата родился в 1953 году в городе Микаса на острове Хоккайдо, Япония. В 1972 году окончил Высшую школу Хигаши (Хоккайдо). В 1984 году получил степень доктора Токийского университета. Тадаcи Кавамата преподавал в Токийском университете изящных искусств с 1999 по 2005 год, в данный момент является профессором Национальной школы изящных искусств в Париже. Живет и работает в Париже и Токио.

В 1977 году в Токио была открыта первая персональная выставка работ Тадаcи Кавамата. С этого времени произведения Каваматы стали известны не только в Японии, но и во всем мире. Он участвовал в таких престижных выставках как Венецианская биеннале в 1982 году, Documenta 8 в 1982 году, Международная биеннале Сан-Паулу в 1987 году, Favela в Хьюстоне в 1991 году, Лионская биеннале в 1993 году, празднование 50-летия Организации Объединенных Наций в Женеве в 1995 году, 4-я Шанхайская биеннале в 2002 году, специальный проект в рамках ярмарки Арт Базель в 2007, Брюссельская триеннале в 2015 году.

Произведения Тадаcи Каваматы находятся в коллекциях Музея современного искусства Токио, Музея Гааги, Новой галерее Касселя, Канадском центре архитектуры в Монреале, Национальной галерее Канады, в коллекции Дойче Банка, Национальном музее современного искусства в Осаке, Музее изящных искусств Бостона (США) и многих других известных собраниях.

О кураторе

Александра Данилова — искусствовед, куратор, преподаватель истории современного искусства, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор проходивших в ГМИИ выставок «Нью-Йоркская школа» (1999), «Взгляд из Германии. Немецкое искусство из коллекции Дойче Банк» (2004), «Новый Свет. 300 лет американского искусства» (2007), «Футуризм. Радикальная революция. Россия–Италия» (2008), «Мимикрия. Вим Дельвуа в Пушкинском» (2014), «Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций» (2015), «Александр Пономарёв. Ветрувианский человек» (2016), «Виктор Пивоваров. Потерянные ключи» (2016), «Цай Гоцян. Октябрь» (2017), «45/68. Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» (2017).

Источник

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий