Первая в мире моно опера «Scary Beauty»

22 июля 2018 года в Японии, в Токийском музее науки и технологий Miraikan состоится премьера первой в мире моно оперы «Scary Beauty», написанной для робота и оркестра. Концерт пройдёт в рамках международной научной конференции ALIFE 2018, посвящённой изучению искусственного интеллекта.

Зритель увидит, как искусственный разум андроида «Alter 2» (робота-гуманоида) исполняет оперу и дирижирует оркестром одновременно. Действия робота не были запрограммированы заранее. Он может менять мелодию, такт и мощность звука по своему усмотрению. Ход исполнения и качество звучания музыки полностью зависит от решения робота.

Опера «Scary Beauty», созданная японским композитором Кейичиро Сибуя, состоит из нескольких частей и представляет собой коллаж из текстов известных авторов – Юкио Мисима, Ульям Берроуза и Мишель Уэльбек. Одна из частей оперы – выдержки из сочинений Людвига Витгенштайна «On Certainly», преобразованные в музыку. Компоненты текста были трансформированы с помощью программы «Word2Vec» и соответствуют высоте, длине и мощности музыки.

Опера посвящена идеи о будущем, в котором человечество не мыслит своего существования без техники. «Scary Beauty» — это метафора изменчивых взаимоотношений между людьми и технологиями, в которых люди становятся все более порабощенными искусственным разумом.

«Scary Beauty» — первая в мире опера, соединившая вместе человеческий талант и искусственный интеллект.

Видео «Scary Beauty»

О концерте

Название: «Scary Beauty»
Дата и время: 22 июля 2018 г. в 20:30
Место проведения: Музей науки и технологий Miraikan, Токио, Япония

Состав

Кейичиро Сибуя: композитор оперы, аккомпанемент на фортепиано
Alter 2: вокал, управление оркестром
Оркестр Университета музыки Kunitachi

Видео «Scary Beauty»

Официальный сайт: http://scarybeauty.com
Билеты: http://scarybeauty.peatix.com


Опера «Scary Beauty» — Метафора взаимоотношения людей и техники: Интервью

В 2012 году Кейичиро Сибуя сочинил первую в мире вокалоидную оперу «The End», исполненную всемирно известной виртуальной поп певицей, Хацунэ Мику. Опера «Scary Beauty», управляемая искусственным интеллектом — его новый проект.

Почти как живой, уникальный в своем роде робот гуманоид «Alter 2», разработан профессором Института Осаки Хироси Исигуро. Нейронная сеть искусственного интеллекта робота была построена учёным-исследователем в области искусственного интеллекта Такаси Икегами из университета Токио.

В данном интервью мы поговорили с Кейичиро Сибуя, Такси Икегами и Такехито Масуй из Warner Music Japan об этом инновационном проекте.

Расскажите, как вам пришла идея о создании «Scary Beauty»?

Кейичиро Сибуя: В 2013 году я исполнил оперу «The End» в театре Шатле, в Париже. В последний концертный день ко мне подошёл на тот момент действующий директор театра Жан-Люк Чаплин и спросил: «Какой будет твой следующий проект?». Первое, что пришло мне на ум – Опера с роботом.

Позднее, в 2015 году я использовал андроида, созданного профессором Исигуро, для моего перфоманса в Palas de Tokyo в Париже. Однако, движения робота были слишком монотонны и не интересы публике. Один за другим зрители покидали концертный зал. Совместно с Исигуро, я разработал много «абстрактных» проектов, но понял, что такие проекты не заинтересуют зрителя.

Почему?

Сибуя: Мы живём в эпоху интернета и социальных сетей. Люди привыкли к реальному воздействуют этих двух ресурсов и не имеют места для интерпретации абстрактных вещей. «Поклонение» реальности захватило и поглотило общество. Я считаю, что это основная причина.

Это то, как вы пришли к идее совместить вместе роботов, музыку и искусственный интеллект?

Икегами: Поскольку существование роботов – часть нашей реальности, концепт об искусственном интеллекте становится все более понятным для общества. Робот, созданный для «Scary Beauty», двигается и поёт одновременно. Его действия не были запрограммированы заранее. Когда аудио сигналы поступают в «нервные клетки» встроенной нейронной сити андроида, данная сеть активизируется и самостоятельно управляется андроидом.

В систему включен генератор хаотичного, неустойчивого ритма. Таким образом, образуется устойчивая динамика действий поверх происходящих ритмический соединений внутри неустойчивой динамики.

До премьеры в Японии опера была впервые представлена в сентябре 2017 года в Аделаиде, Австралии?

Масуй: Верно. Когда мы посмотрели видео концерта, мы осознали, что действия робота выглядят запрограммированными. Мы обратились к главе Crypton Future Media, создателю Хатсуне Мику, для объединения технологии движения виртуального исполнителя и оркестра в реальном времени.

Что будет показано на концерте в Японии?

Сибуя: Во время концерта в Аделаиде, я дирижировал оркестром небольшого состава, одновременно аккомпанируя на фортепиано. На премьере в Японии, роль дирижёра достанется роботу. Поющий андроид будет руководить мной и игрой оркестра. Лирика, мелодия и такт заранее внесены в «память» робота. Однако, у данной системы нет ничего общего с BPM. Все движения будут генерироваться в реальном времени.

Икегами: Основной замысел искусственного интеллекта заключается в том, что он может генерировать собственные модели движений. Таким образом, робот будет непрерывно создавать данные движения, основываясь на тысячи нейронных соединений внутри себя и на информации, поступающей извне, такой как – звук оркестра и звук собственного пения. Если для того чтобы дирижировать оркестром требуется определённые знания и многолетний опыт, робот не сможет выполнить роль дирижёра. Нашей главной задачей стало создание реального разума внутри искусственного мозга и тела, который справится с задачей дирижера.

Если робот меняет ход исполнения каждый раз, изменится ли реальное выступление от репетиций?

Сибуя: Выступление будет значительно меняться каждый раз, и возможно, качество исполнения будет потеряно. Однако, это часть нашего замысла. Современная музыка слишком идеальна. Музыкальный продукт создаётся лишь для передачи положительных эмоций и подобен высококлассному обслуживанию. В моем понятий музыка – это творческая работа. Гораздо важнее — создание абсолютно нового материала, состоящего из неизвестных, местами непонятных элементов для слушателя.

Мы хотим показать публике оркестр, исполняющий музыку, подчиняясь логике и руководству робота. Данная идея не была реализована ранее и станет открытием для мира музыки.

Согласно статистике, среднестатистический пользователь Slack (корпоративный мессенджер) проводит в сети 10 часов в день. Наш проект – это метафора изменчивых взаимоотношений между людьми и технологиями, в которых люди становятся все больше и больше порабощенными искусственным разумом.

Источник

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий