Поддержка детской самостоятельности и инициативы в японском детском саду

М.А. Кириченко

В России мне приходилось сталкиваться с двумя противоречивыми стереотипами о японском воспитании детей. Согласно первому, японским детям разрешают делать все, что им вздумается. Согласно второму, японских детей с младенчества воспитывают в духе послушания, уважения к старшим и неукоснительного следования традициям. Оба стереотипа верны лишь отчасти и сформированы взглядом на реалии Японии через призму российского менталитета и опыта. По этой же причине иностранцы часто видят в японских детях чрезмерную инфантильность и инертность, что тоже верно только наполовину. Меня, прожившую в Японии много лет, удивляет картина, когда в иностранных семьях родители переодевают, застегивают пуговицы или повязывают шарфики своим уже достаточно подросшим чадам. В Японии дети одеваются сами с трехлетнего возраста, а также сами решают, одевать ли шарф или нет. Так что понятие самостоятельности — относительно. Воздерживаясь от оценок того или иного курса воспитания, я бы хотела просто поделиться личным опытом своей семьи, связанным с японским дошкольным образованием.

Итак, около десяти лет назад передо мной встала задача выбрать детский сад для моих дочерей. В нашем густонаселенном городе Иокогаме большой выбор детских садов, куда, впрочем, достаточно трудно попасть по причине большой концентрации семей с маленькими детьми. Часть садиков принадлежит различным конфессиям (буддистов и христиан), некоторые делают акцент на учебе, некоторые — на физкультуре.Японские родители очень тщательно выбирают детский сад для своего ребенка и заранее посещают собрания, на которых разъясняется политика этого дошкольного учреждения. Я обошла около 10 таких собраний, после чего остановила свой выбор на только открывающемся новом детском саду «Юю-но мори» («Лес свободных игр»).

Как видно из названия, сад обещал детям свободное игровое развитие, что показалось мне наиболее подходящим для моих детей. Тогда я еще не знала, что этому саду будет суждено получить различные грамоты, премии и награды (в том числе и от министра образования Японии – за лучшее детское образовательное учреждение), а в 2008 году для своего посещения его изберет японский император с супругой. Недавно с приятным удивлением узнала, что наш сад также был внесен в международный список лучших детских образовательных учреждений, составленный Центром эффективной образовательный среды (Centre for Effective Learning Environment) при Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operationand Development).

В этот престижный список сад был отобран за инновационный архитектурный дизайн, соответствующий потребностям образования детей и обеспечивающий сосуществование с природой. Поэтому свой рассказ я начну именно с архитектурного устройства и планировки садика.

Здание садика состоит из трех этажей, каждый из которых представляет собой особое пространство. Первый этаж символизирует свободу: здесь находятся большой актовый зал с парадной лестницей, роялем, потайным библиотечным уголком и светлая столовая. Над залом нет второго и третьего этажей, поэтому высокий потолок создает атмосферу простора и открытого пространства. Второй этаж символизирует общение: вдоль внешней стены сада располагаются комнаты для групп, которые соединены узким круговым коридором, а также проходами на балконе. В середине (над актовым залом первого этажа) весит большая канатная сетка для лазания. Именно эта сетка является излюбленным местом всех воспитанников садика. На третьем этаже находится несколько получердачных потайных комнат, которые пользуются особым спросом у детей.Это территория секретов и тайн. Этажи соединены не только большой парадной лестницей, но и маленькой винтовой, а также несколькими лестницами с балконов, и так называемыми «детскими лифтами» – отверстиями в потолке, через которые можно быстро вскарабкаться на другой этаж. Прямые и обходные пути, лабиринты, многофункциональная сетка, широкие пространства и маленькие потайные комнатки – всё объединилось в одном детском садике, где каждый может найти себе занятие по интересу. Это территория приключений и познания. Здесь можно играть в ниндзя и пиратов, а можно просто тихо читать книгу в укромном уголке. На одной только сетке можно и раскачиваться, и кататься на картонках, а можно и играть в салки, карабкаясь вверх и скатываясь вниз.

Игровая площадка на улице изобилует разными снарядами, песочницей, зоной для летнего надувного бассейна. Здесь есть и пригорки, и ровная площадка, которая используется для подвижных игр или как полигон для постройки сооружений, задуманных детьми. Здесь много цветов, деревьев, птиц и насекомых. В отличие от многих детских садов, которые проектируются с целью облегчения работы воспитателей, в саду «Юю-но мори» все сделано для того, чтобы дети могли свободно играть и выбирать нужное пространство для своей деятельности.

Надо признать, что подобное устройство сада, хоть и является образцом идеальной территории для детей, но нередко порождает нестандартные ситуации. Ведь всегда найдется кто-то, кто захочет посмотреть, как какой-то предмет падает с 3-го этажа на первый, а кто-то время от времени будет сталкиваться на винтовой лестнице. Чтобы подобные происшествия случались как можно реже, требуется большая работа педагогов. Воспитатели прибегают к разным средствам, чтобы свобода не стала вседозволенностью, а дети научились думать о последствиях своих поступков, предусматривать возможную опасность. Поражает терпимое отношение воспитателей к нашкодившим детям. Так как любой вид наказания не допустим в современной Японии, с нарушителями порядка обычно проводится воспитательная беседа, которую воспитатель ведет, слегка присев… чтобы его глаза находились на одном уровне с глазами провинившегося ребенка!

Чтобы направить свободу ребенка в позитивное русло, в нашем саду каждый день создавались «уголки по интересам». Воспитатели занимали места в большом зале или на улице и устраивали мастер-классы по различным ремеслам: вязание на пальцах, вязание на коробках, изготовление бус, оригами, поделки из картона, пластилина. Дети сами выбирали, заняться ли им чем-то из предложенного, или же затеять свою собственную игру. В мастер-классах не использовалось никаких покупных материалов. Время от времени родителям объявляли о сборе материала для поделок: коробки, куски материи, нитки для вязания, оберточная бумага, пластиковые ёмкости от продуктов, пуговицы, мишура и все, что только может быть использовано для «производства», передавалось в больших пакетах в сад.

Рукоделию и самодельным игрушкам в японском образовании отводится особо важное место. Во времена, когда полки магазинов ломятся от товаров, которые надо периодически менять, следуя моде, а люди превратились в обыкновенных потребителей, садик является чуть ли не единственным местом, где ребенку просто необходимо сделать что-то своими руками. Ведь в садике почти нет игрушек. Все необходимые для своей игры дети делают из подручного материала. Часто идеи поделок подают воспитатели, а фантазия и энтузиазм детей развивает их до небывалых размеров, цветов и форм. Например, если раскрасить прозрачный полиэтиленовый пакет, надуть его и крепко завязать, то получится хороший надувной шарик, пусть не очень ровной формы, но отлично кидающийся и летающий. Красить в один цвет скоро надоедает, и на надувных пакетах уже рождаются целые картины. А если разрезать большой пакет, то можно сделать из него плащ-накидку, а уж какой формы и раскраски она будет, зависит от той игры, которая популярна в садике в эти дни. А самурайский меч можно смастерить из свернутой в тугой рулон газеты. Если обмотать её фольгой, то «меч» будет сверкать как новенький. А если такой же рулон газеты обклеить цветной бумагой и блестками, то получится волшебная палочка. Нужен автобус? Пожалуйста! Берем пустой пакет из-под молока, обклеиваем его бумагой с заранее нарисованными окнами (для большей правдоподобности можно вместе с воспитателем все нарисовать на компьютере и распечатать), колеса – крышки от пластиковых бутылок. Втыкаем в них зубочистки и прикрепляем к корпусу. Получился замечательный автобус, которого нет больше ни у кого на свете! Инициатива и экспериментирование тепло поддерживается воспитателями, ребенка обязательно хвалят.

Еще больше свободы и возможности для инициативы – в играх на улице. Помимо всеми любимых «побегать» и «поваляться в траве», существует и ряд креативных игр. Например, в Японии делают не только куличики, но и так называемые «доро-данго» – колобки из мокрого песка. Требуются необходимые навыки для изготовления крепкого шарика, иначе он тут же рассыпется. Только опытные «производители доро-данго» знают определенные пропорции смеси песка с водой, а также – как и когда подсыпать сухой песок. Тайны изготовления этих популярных среди детей песочных шариков знают воспитатели и дети из старших групп. Ну и конечно, кто устоит перед постройкой крепости из песка и глины, канавы и других сооружений, когда есть все необходимое для строительства: песок, земля, вода, шланг! А главное – всем этим можно пользоваться. Особая радость бывает в дни, когда выпадает снег, но такое бывает примерно раз в год, и то не каждый. Со снегом также разрешается делать все, что хочешь: кидаться, валяться, строить, растапливать горячей водой и смешивать с землей. Воспитатели понимают, что запрещать детям есть снег, по крайней мере, бессмысленно. Поэтому детям предлагается собрать чистый снег, например, с ветки дерева, и попробовать его на вкус.

Так протекает повседневная жизнь детей в детском саду. Но помимо этого периодически проводятся различные мероприятия, способствующие развитию инициативы и творчества у детей.

Например, раз в год старшая группа организует игру, которую по-русски можно было бы назвать «торгово-развлекательный центр». Дети сами обдумывают, какой бы магазин или салон организовать и начинают подготовку. Чтобы успеть к назначенному сроку, ребенок должен проводить подготовку осознанно и целенаправленно, правильно распланировать свои действия. Кто-то решает устроить магазин сам, кто-то собирается в группы по несколько человек. В большом зале расставляются столы, за которыми сидят «продавцы». «Посетителями» являются дети из младших групп (которые, конечно, поскорее хотят в старшую группу и уже начинают придумывать свой магазин на будущее), воспитатели, а также родители. Причем, задача всех взрослых – посещать те «заведения», в которых оказалось мало «покупателей», чтобы их организаторы не почувствовали себя одинокими. Мне довелось 2 года подряд быть «посетителем». Каждый раз фантазия детей просто поражала. Перед входом в «торговый центр» каждый посетитель получает пачку самодельных денег. Их дизайн придумывает группа «банкиров». Вот «ресторан». Вас приветствуют радостным криком «Ирассяимасэ» – добро пожаловать, все по-настоящему! Перед вами большой выбор блюд – рис с карри, тушеные овощи, спагетти. Все сделано из бумаги, ниток и другого подручного материала. А вот магазин «Оптика». Здесь Вам проверят зрение по таблице и подберут необходимые очки. А в другом магазине глаза разбегаются от драгоценных камней. На самом деле это обычные камни с улицы, обернутые в фольгу и разные прозрачные обертки. А это магазин интерьера – тут и украшения из ниток для вязания, и поделки из оригами. Это мероприятие не только помогает детям найти занятие, соответствующее собственному желанию, но и предложить интересное дело другим детям. Так, в игровой форме, развивается способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

Раз в год в садике проходит отчетно-показательный праздник. Если во многих садиках программа готовится воспитателями и является стандартной: песни, танцы, постановки сценок, то в нашем садике подготовка лежала полностью на детях, а воспитатели и родители должны были им только помогать с организациейи привлечением в программу тех детей, которые не хотят участвовать в коллективном номере. Приведу пример на собственных детях, которые не всегда разделяли интересы японских сверстников. Большинство девочек из группы старшей дочери решили подготовить танцевальные номера. Дочь же в это время была занята сочинением книги про приключения динозавров в космосе и не очень интересовалась танцами под музыку из японских мультфильмов. Воспитатель предложил ей нарисовать иллюстрации к её книге на прозрачной бумаге, и на празднике через проектор был показан самодельный диафильм в озвучивании дочери.

Группа младшей дочери ставила спектакль про приключения героев японских мультфильмов. Но дочь со своим лучшим другом были заняты изготовлением огромного дракона из любимой ими книги. Это был огромный дракон из нескольких соединенных коробок, красиво обклеенный желтыми и синими полосками цветной бумаги – как на обложке книги. Но никто не мог придумать, каким образом можно использовать этого дракона на празднике. Неужели просто вынести и показать всем?.. Тогда воспитатель подала идею: «хозяева» дракона проделают в нем отверстие, залезут в него, и в таком виде появятся на сцене в середине спектакля. Сюжет спектакля был немного изменен так, что сначала дракон пугал главных героев, а потом помогал им. Таким образом, проявление инициативы нескольких детей органично вписалось в коллективную деятельность.

Раз в год в садике проводится своеобразное развлечение, призванное в прямом смысле слова показать детям роль отдельной личности в коллективе: каждый ребенок берет какой-то предмет из материала для поделок (коробку, ленту, свернутую в рулон газету и т.п.). Потом все выкладывают эти предметы один за другим в длинную цепочку. На первый взгляд игра кажется примитивной, но вызывает море восторга у детей, которые начинают бегать вдоль этой цепи предметов, смотреть, кто и что куда положил. Воспитатель объясняет детям, что выстроить такую большую цепь (дорогу, змею и т.п.) стало возможным благодаря совместным усилиям, а такой интересной она стала благодаря тому, что каждый обдумал, какой именно предмет стоит положить.

Похожую цель преследует и «день волшебных превращений». В этот день при помощи различных украшений и предметов детименяют привычную обстановку в комнате или на улице. Изменение пространства происходит благодаря воображению и труду детей. Пример: в комнате между стен в виде своеобразной паутины натягивают нитки для вязания, закрепляя концы на стене скотчем или привязывая к чему-либо. Только что по комнате можно было спокойно ходить, а теперь приходится пролезать между нитками. Если все нитки черные—то это паутина какого-то страшного паука и надо поскорее выбираться наружу из его сетей. А если нитки разноцветные – то это паутинка-радуга, тут можно поиграть в догонялки и не спешить отсюда выбираться. В парке можно украсить деревья разноцветными украшениями из цветной бумаги. Только что парк был зеленый и обычный, а вдруг он расцвел разными красками и диковинными цветами, стал необычным, сказочным. Это отличный способ проявитькреативность и воображение, получить эстетическое удовольствие от своей деятельности. Надо отметить, что после проведения таких игр, все тщательным образом убирается, а мусор уносится с собой.

К важному моменту в формировании самостоятельности можно отнести и проведение в садиках учебных эвакуаций, имитирующих действия при различных экстренных ситуациях, таких как пожар, землетрясение, наводнение, ураган. Вышеперечисленные несчастья являются спутниками жизни в Японии, поэтому каждый ребенок должен быть готов к адекватным действиям при их возникновении, а участие в учебных эвакуациях должно быть очень активным.

Возьмем, к примеру, учебную эвакуацию при пожаре. Из-за уплотненной застройки в Японии пожар – наиболее частое вторичное бедствие после землетрясения. Для тренировки в садик приезжает настоящая пожарная команда. Детей знакомят с оборудованием пожарной машины (все можно потрогать и подергать), дают померить пожарную форму детского размера. Все по очереди тушат из пожарного шланга и огнетушителя «пожар». Потом запускается искусственно окрашенный дым, и каждый должен проползти под ним, на себе ощущая, что внизу дыма меньше и видимость лучше. Перед этим на голову надевают специальный защитный капор – обязательный атрибут в любом детском учреждении (он не горит в огне и защищает голову от падения тяжелых предметов), а рот и нос закрывают платком или любой другой материей. Воспитатели и пожарные лишь дают команды, а дети все должны делать самостоятельно. Умение сохранять спокойствие и следовать указаниям специалистов при экстренных ситуациях – важный навык, прививаемый еще в садике.

Но, пожалуй, наибольшую роль в формировании самостоятельности у детей играет мероприятие «отомарикай» – ночёвка в садике без родителей. За 24 часа жизни без родителей дети сами готовят ужин, моются в бане, расстилают себе матрасы, убирают их за собой утром,сами складывают вещи в сумки и готовят завтрак. И главное – много-много играют.

Отдельно хотелось бы остановиться на том значении, которое в нашем садике придавали общению детей с природой. В качестве предыстории хотела бы рассказать о статье в одном из образовательных журналов, которая была опубликована около 10 лет назад и вызвала настоящий шок у педагогов и психологов. В статье рассказывалось о группе детей, которые выросли в мегаполисе и почти не видели звёзд из-за яркого неонового освещения и смога. Когда этих детей вывезли в горы, где они впервые увидели усыпанный звёздами небосвод, многие из них сказали: «Фу, как противно», «У неба аллергия?»

Эти короткие фразы нового, совершенно другого типа детей, заставили о многом задуматься педагогов и родителей. С каждым годом увеличивается количество детей, которые не имеют опыта общения с природой, что является большим изъяном в развитии личности. Многие городские дети элементарно не знают, откуда берутся овощи и фрукты. Поэтому наш сад уделял большое внимание познанию окружающего мира и общению с природой – любованию цветением сакуры, сливы, гортензий и других сезонных цветов, пикникам на природе, посещению зоопарка, зоологического музея, сбору желудей, играм в ручье, киданию листьями, изготовлению из листьев разных поделок. Ведь если просто продеть в листик ниточку и повесить на шею – получится «кулон». А может быть, это «удостоверение», без которого нельзя войти в «крепость»? А если на лист от дерева положить лист бумаги и слегка нажимая, раскрасить карандашом, то получится чудесный рисунок. Листьями можно набить целофановый пакет, и получится подушка. А в энциклопедии можно прочитать, как из листьев добывать воду. Обычный листик с дерева – такой ценный материал для творчества и изобретательности!

При садике также имеется свой небольшой огород, где дети выращивают и собирают картошку, а потом запекают её на углях, получая таким образом полное представление об этом продукте.

Иногда познание природы по японской системе ставило в тупик. Так, ребенок мог неожиданно принести из садика пойманных на прогулке насекомых или головастиков из ручья. Несколько раз приходилось откладывать все дела и идти покупать аквариум для головастиков или специальный садок для жука-носорога. К сожалению, не всех головастиков удалось дорастить до лягушат, наблюдая за чудесным превращением. Смерть питомца также рассматривается местными педагогами как важный воспитательный момент.

Политика нашего садика требовала активного участия родителей в проведении мероприятий, а также их понимания образовательного курса. Для этого постоянно проводилась разъяснительная работа с родителями. Например, родителей просили не ругать ребенка, если он приходит из садика очень грязный, или вообще в сменной одежде, а испачканную приносит в пакете. Во время нашего пребывания в садике я с удивлением узнала, что стиральные доски – все еще очень актуальный атрибут для ведения домашнего хозяйства в Японии. Одежду, которая несколько часов провела в земле и песке, не отстираешь никакими чудо-порошками. Также руководство садика призывало с пониманием относится к травмам, ссорам и другим казусам (например, если ребенок подстрижет себе волосы). Кроме того, родителям давались рекомендации о том, как поддерживать творческую деятельность ребенка, как относиться к нестандартным поделкам ребенка, которые он приносит из сада. Например, ваше чадо принесло из сада несколько склеенных коробок, причем такого размера, что даже в дверь зайти трудно. Или в руках у ребенка пластиковая бутылка с вязкой жидкостью загадочного цвета. Ни в коем случае нельзя говорить фразы типа: «Что это за мусор ты притащил!». Если не можете найти нужных слов для похвалы, хотя бы поинтересуйтесь, что именно смастерил ваш ребенок. Вполне возможно, что ваш малыш принес не что-нибудь, а «космический корабль инопланетян» или «новое лекарство от неизлечимой болезни». Воспитатели дают родителям советы, как увидеть положительный момент в любой поделке и похвалить ребенка: это может быть и «удивительный цвет», и «фантастическая форма», и «открытие будущего». Поделки рекомендуется не выбрасывать сразу, а на некоторое время украсить ими комнату (впечатлительных пап и язвительных старших детей об этом лучше предупредить заранее).

В заключение я бы хотела привести отрывок речи директора садика на праздничной церемонии при поступлении в сад, которую я законспектировала.

«В последнее время, к сожалению, у детей не стало трех необходимых для развития вещей: времени, пространства и компании. Детей либо с малых лет водят на секции, либо вообще не занимаются ими. На многих детских площадках висит объявление, что нельзя играть в мяч. Со многих детских площадок убрали «опасные» качели, горки и другие сооружения для детских игр. Все чаще дети играют в «безопасные» компьютерные игры. При этом, по статистическим данным, с каждым годом увеличивается процент детей с отклонением от нормы в весе. Поэтому руководство нашего сада приняло решение создать все условия для свободного выбора и активных игр детей. Атмосфера сада должна вызывать у детей желание к движению, стремление к экспериментам, познанию мира всеми органами чувств. Чтобы естественным образом, а не по понуждению воспитателя рождалась совместная игра, развивалась дружба, случались ссоры. Только так дети освоят разные виды социальных отношений, научатся быть членами общества, приобретут знания, будут развиваться эмоционально, учиться в игре и передавать опыт друг другу. Наш сад постарается окружить детей условиями, необходимыми для приобретения богатого и разнообразного опыта, благодаря которому они смогут получить полноценное воспитание. Родители должны понимать, как важно для детей дошкольного возраста с головой погрузиться в игру, забыв обо всем на свете. Именно игра является главным образованием детей дошкольного возраста. Именно ребенок является главным действующим лицом сада. А мы, взрослые, должны только помогать ему и быть рядом в нужный момент. Пожалуйста, дайте своим детям возможность стать самостоятельными и помогайте им только тогда, когда это действительно необходимо».

Мне трудно с профессиональной точки зрения оценить образовательную политику нашего детского сада, так как я не являюсь педагогом или психологом. Но очень надеюсь, что рассказ о моем личном опыте окажется полезным для работников детских садов и родителей России.

Список литературы:

  1. Ю. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком… Как? – М., 2007.
  2. Мияти А. Кодомо то цукурухэкимэн 12 кагэцу (Настенные украшения на каждый месяц руками детей). – Токио, 2013.
  3. Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. – М., 2000.
  4. Хори Ю. Нэнкангёдзи но котобакакэ(Речь воспитателя перед родителями по случаю сезонных праздников и мероприятий). – Токио, 2012.
  5. Япония от А до Я: Популярная иллюстрированная энциклопедия. – М., 2000.

Автор: Кириченко Мария Алексеевна

Источник: Современный детский сад №1/2015. Игра в детском саду

Автор: Admin

Администратор

Добавить комментарий